Когда-то, во времена еще не столь давние, но, как кажется иногда,
тысячелетиями отделенные от нас, жизнь измерялась, в первую очередь, духовными,
религиозными праздниками.
О, конечно, далеко не все знали в точности содержание каждого из них, но
все шли в церковь, для многих, может быть, даже для большинства, праздник был
прежде всего возможностью выспаться, поесть, попить, отдохнуть. И все-таки,
думается, каждый чувствовал, даже если и не сознавал ясно, что праздник — это
прорыв в жизнь чего-то высокого и светлого, соприкосновение с миром каких-то
иных реальностей, напоминание о чем-то, что забывается и заглушается буднями,
т.е. суетой и усталостью повседневной жизни.
Даже названия праздников: Введение во храм, Рождество, Богоявление, Сретение, Преображение, даже сами эти слова —
своей торжественностью, инаковостью по отношению к действительности,
таинственной красотой своей о чем-то напоминали, к чему-то звали, на что-то
указывали… Праздник — это был как бы вздох человека о какой-то утраченной, но
манящей красоте, вздох о возможности другого.
Но теперешний мир наш стал будничным, беспраздничным — и даже прививки
казенных, «социальных» праздников не устраняют этого налета пепла, грусти и
безочарованности. Ибо, повторяю, сущность праздников именно в этом прорыве,
подъеме — в иную реальность, в мир духовной красоты и света. Но если этой
реальности нет, если по существу — нечего праздновать, то никакими
искусственными подъемами праздника не создать.
Вот праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы. О чем он? Тема его
простая: маленькую девочку родители приводят во храм Иерусалимский. Ничего
необычного, в то время так поступали многие, это было общепринятым обычаем. Ибо
привести в храм — это значит жизнь ввести в соприкосновение с Богом, дать жизни
конечную цель и назначение, осветить ее изнутри светом высшего опыта.
Но вот, повествует церковная служба этого дня, вводят ее туда, куда никто,
кроме священников, не смел входить, вводят в место, называемое «святое святых»,
в таинственную, священную глубину храма. Имя этой девочки — Мария. Это будущая
мать Иисуса Христа, т.е. та, через которую, верят христиане, сам Бог приходит
в мир, к людям, чтобы разделить их жизнь и раскрыть божественное ее содержание.
Что это — сказки? Или тут что-то поведано и раскрыто, о чем иначе, в
простых человеческих словах может быть и не скажешь, то, что прямо,
непосредственно относится и к нашей жизни?
Вот был этот благолепный, тяжелый храм — слава Иерусалима. И веками люди
верили, что только в нем, за тяжелыми стенами может человек соприкоснуться с
Богом. Но священник взял Марию и ввел ее в самое священное место, и мы и сейчас поем: «пречистый
Храм Спасов вводится в храм Господень». А потом, Христос сказал: «Разрушьте
храм сей, и Я в три дня воздвигну его». Евангелист прибавляет: «а
Он говорил о храме тела Своего».
Смысл всех этих событий, всех этих слов, всех этих воспоминаний прост:
отныне храмом становится человек, отныне не камни и не алтари, а человек — его
душа, его тело и вся его жизнь — вот священный и божественный центр мира, вот
его «святое святых». Один храм — живой и человеческий — входит в другой,
каменный, материальный, и изнутри завершает его смысл и назначение.
Перемещается центр религии, более того — перемещается центр тяжести жизни.
В мир входит учение, не ставящее ничего выше человека, ибо Сам Бог принимает
человеческий образ, чтобы явить, что назначение человека, призвание его —
божественное. С этого момента начинается свобода человека. Нет ничего над ним,
ибо сам мир для него — дар Божий, данный ему для исполнения божественной судьбы
своей.
С тех пор, что вошла Дева Мария в «святое святых», сама жизнь стала храмом.
И когда празднуем мы праздник Введения во Храм, мы празднуем этот божественный
смысл человека, высоту и свет его призвания. Их не стереть, не выкорчевать из
человеческой памяти.
***
Можно без преувеличения сказать, что церковное почитание Девы Марии, Божьей
Матери, выросло, как дерево из семени, из созерцания Ее у яслей, в Вифлееме, в ту для христиан
единственную по своему значению ночь, когда родился Иисус Христос, когда образ
Матери с Младенцем на руках стал — и навсегда остался — главным, самым
глубоким, самым радостным образцом нашей веры, нашей надежды, нашей любви…
Иначе говоря, все праздники, все молитвы, вся любовь, направленные на Божью
Матерь, укоренены в празднике Рождества Христова.
В древности, когда еще не развился церковный календарь, единственным
праздником в честь Девы Марии был второй день Рождества — 26-го декабря, день,
который и доныне называется «Собором (то есть собранием) в честь Пресвятой
Богородицы». Именно в праздновании христианской Церковью Рождества Христова, то
есть в молитвах и песнопениях этого дня, находим мы самый глубокий пласт
богородичной темы, присущей христианской вере, то есть нашего отношения к
Марии, нашего восприятия как Ее образа, Ее личности, так и места Ее в нашей
религиозной жизни.
Одна тема, один мотив красной нитью проходит через все празднования
Рождества Христова: это переживание Матери Христовой как дара мира, дара
человечества, и значит — нашего дара приходящему в мир, к человеку Бога.
«Что принесем Тебе, Христе», — спрашивает одна из рождественских
молитв. И отвечает так (я привожу молитву эту в ее русской, а не
церковнославянской форме): «Все, сотворенное Тобою, встретило Тебя
своими дарами. Небо дарит Тебе звезду, ангелы — пение, волхвы — приношения,
пастухи — свою радость, земля — пещеру, пустыня — ясли. Мы же, люди, приносим в
дар Тебе Матерь-Деву…»
В чем глубокий смысл этого удивительного песнопения? Да в том, конечно, что
мир, что все творение не только жаждут соединения с Богом, не только ждут Его
пришествия к нам, но и готовят эту встречу, так что именно встреча Бога с
человеком, свободная и любовная, составляет самую сердцевину христианской веры.
Для современного слуха, высушенного, вылущенного поверхностной
рассудочностью, слова о небе, приносящем приходящему в мир Богу — звезду, или о
земле, приносящей Ему пещеру и ясли, звучат всего лишь как поэтические
метафоры, как поэзия, не имеющая, «как известно каждому», никакого
«объективного» значения, никакого отношения к реальности. Чего наше рассудочное
сознание не вмещает, так это того как раз, что именно поэзии, и может быть
только ей, дано видеть, слышать и нам передавать и являть глубокий смысл, лучше
сказать, глубину всякого явления, всякой реальности, ту подспудную их силу и
правду, которая скрыта от маленького, самодовольного, одной лишь внешностью
вещей занятого рассудка.
Небо, в дар Христу приносящее звезду! Что это значит, как не то, что все в
мире, и прежде всего сам мир в своей целостности и гармонии, в самой своей
природности, как бы предназначен, предопределен к явлению в нем высшего смысла,
что сам мир не случаен, не бессмысленен, а наоборот: мир — и символ, и желание,
и ожидание Бога.
«Небеса поведают славу Божию!» Это знает поэзия, это знает вера. И потому в
Рождестве Христовом поэзия и вера видят не только пришествие Христа, но и
встречное движение к Нему мира: звезда, пустыня, пещера, ясли. Ангелы, пастухи,
волхвы. И, как лучезарная сердцевина, как скрещение и полнота всех этих
движений, — Мария, лучший, самый прекрасный плод, божественный цветок
мироздания.
Ты даешь нам по любви Твоей Сына Твоего — как бы говорит вера Богу. Мы, в
нашей любви, даем тебе Марию, Деву-Мать, чтобы Сын Божий мог стать Сыном
Человеческим, быть одним из нас, и нас в себе соединить с Богом. В лице Марии
совершается как бы брак Бога с миром, исполнение их взаимной любви.
Говорит Евангелие: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего
единородного…» Отвечает Церковь: «Так возлюбил мир Бога, что отдал Ему
ту, в чьей красоте и чистоте раскрывается глубинный смысл, глубинное содержание
мира…» И потому, прежде чем начинает узнавать вера в Марии — Мать и заступницу,
прежде, чем находит свою полноту почитания Ее в бесчисленных молитвах,
праздниках, изображениях, до всего этого, как основание и источник всего этого,
— явлена нам Божественная полнота. Божественная красота той ночи, и в самом
сердце Ее ослепительный свет, исходящий от образа Матери с Младенцем на руках.
Все то, что распалось в грехе, злобе, гордости человеческой, — снова
соединено: небо и земля, Бог и человек, природа и дух. Мир становится хвалой,
слова — любовью и песнью, материя — даром, природа — яслями. Та любовь, которой
Бог извечно возлюбил мир и та любовь, которой, на последней глубине своей,
извечно любит мир Бога, соединились и исполнились и воцарились в этом образе, в
образе, которого никто и никогда не смог выкорчевать из человеческой памяти, из
человеческого сознания.
Вглядываясь в этот образ, радуясь ему, мы вглядываемся в единственный
подлинный образ мира, жизни и человека. И, ублажая Матерь Деву, радуемся прежде
всего тому, что в ней раскрылось о нас самих, о Божественной глубине, красоте,
мудрости и свете мира, когда он воссоединяется с сотворившим и любящим его
Богом.
Протопресвитер Александр Шмеман
|