Православные вести №8 (93) 30
апреля – 7 мая 2001 г.
Искусствовед Валова Н.И.
Праздник православного пения
-
Православная духовная музыка вселяет в нас возвышенные чувства. Она
удивительным образом объединяет совершенно разных людей.
- Единение – редкое явление в наши дни. В этом особая ценность таких концертов.
Эти слова
появились после первых фестивальных встреч.
Вторая
неделя после Пасхи озарила Новокузнецк большим праздником православного пения.
Фестиваль православной духовной музыки продолжался шесть дней. В нем принял
участие 21 коллектив. Это были церковные и светские хоры из двух областей
Сибири.
Для нашего
города фестиваль стал большим событием.
В краю металла, угля и
химических сплавов шесть лет назад забил родник Духовной музыки – Православное
училище, организованное протоиереем Александром Пивоваровым по благословению
архиепископа Кемеровского и Новокузнецкого Софрония. Благодаря этому обильно
изливался поток хоровой музыки на прошедшей неделе.
Мы приходили на
концерт уставшие, суетливые, отягощенные бытовыми и прочими обстоятельствами.
Уходили же освеженные духоносной волной песнопений и вдохновленные богословским
наставлением православной музыки.
На ум приходят
слова кн. Евгения Трубецкого об иконописи, которые часто перефразируют по
отношению к церковному пению: "Богословие в звуках". И хочется
продолжить: "проповедь в певческих звуках".
Впечатлениями о
фестивале поделились преподаватели, Элеонора Михайловна Ильиных (Новокузнецкое
педагогическое училище №1) и Клавдия Викторовна Анненкова (Новокузнецкое
Православное Духовное училище):
- Я увидела
необычные лица. Они сияли. Что-то происходит с людьми, когда звучит духовная
музыка. Я бы хотела хоть остаток жизни провести среди православных.
- Состояние
после концерта радостное и приподнятое. Приятно было наблюдать высокий
профессионализм руководителей хоров. Особенно я рада встрече с Александром
Росляковым, дирижером Свято-Макарьевского молодежного хора. Нас связывает учеба
в классе профессора Новосибирской консерватории Н.А. Хошабовой. Трогательно было
смотреть на поющих детей. Большое удовольствие получила от хорошего пения
взрослых. Сравнивая Рождественский фестиваль с Пасхальным, хочется отметить не
только масштабы, размах и эмоциональный подъем последнего, но и
профессиональный рост большинства коллективов.
Интересно
сопоставлять интерпретации какого-либо произведения или музыки одного автора, в
частности, С.Б. Толстокулакова, разными коллективами. Слушаешь и– кажется, уже
не может быть лучше, но вот то же произведение звучит в другом исполнении, и
открывается новая грань.
День первый– самый
ответственный. С вопросами об открытии фестиваля я обращаюсь к Ангелине
Александровне Толстокулаковой. На ней лежит ответственность, если можно так
выразиться, "за кухню", за все, чего не видно на сцене, но без чего
не может состояться ни один певческий праздник. Это и размещение, и
распределение, и пригласительные, и обеспечение аудиториями, и еще
многое-многое другое.
- Я боялась за
первый день, потому что он сложен во всех отношениях. Придут ли слушатели? Ведь
вторник – начало недели. Открытие фестиваля было намечено в помещении
музыкального училища и это обязывало нас ко многому. Мне кажется, что открытие
фестиваля прошло неплохо по организации и достойно по содержанию.
Мы признательны Любови Силкачевой, руководителю
учебного хора Новокузнецкого педагогического училища №1 за то, что приняли
участие в празднике. Представляю, им, в связи с обязательностью их учебной
программы, нелегко было подготовиться.
Хорошо выступил
Концертный хор студии духовно-эстетического развития "Родник” Дворца творчества
детей и юношества Заводского района (Художественный руководитель и дирижер
заслуженный работник культуры России Евгения Герасимова).
Нам, Сводному
хору Спасо-Преображенского собора и Православного Духовного училища, пришлось
представлять большую программу.
Были некоторые
сложности в выборе произведений. Так как наш хор готовится к творческому вечеру
С.Б. Толстокулакова, хотелось не повторяться в репертуаре. Поэтому пели
постовое и пасхальное.
Следующие два
дня фестиваля были примечательны тем, что на фоне взрослых коллективов
выступали два детских хора из воскресных школ, к тому же из двух сибирских
столиц.
День второй открылся выступлением детской вокальной
группы Знаменского кафедрального собора г. Кемерово (регент Жанна Чеботарева).
Пение детской
вокальной группы Знаменского кафедрального собора отличалось пластичной,
рельефной фразировкой, хорошим легато. При этом по-детски естественно, без
излишней аффектации коллективу удавалось создать яркие образно-эмоциональные
контрасты. Хороший ансамбль и слаженность голосов позволяют думать, что среди
юных певчих царит единомыслие и здоровый дух.
Два хора –
студенческий Новокузнецкого музыкального училища и Камерный хор города
Новокузнецка – это два драгоценных камня, из которых один мастер Сергей
Алексеевич Липовой силой своего исполнительского таланта высекает совершенные
музыкальные произведения.
Сложную и
интересную по стилистическому разнообразию программу представили оба хора.
Удачно в образно-эмоциональном плане студенческий хор исполнил Херувимскую
Бортнянского, часто используемое в церковной практике песнопение.
Хочется отметить
проникнутое почтительностью и деликатностью "Хвалите имя Господне" Д.
Христова. Блестяще и виртуозно прозвучал концерт М. Березовского.
Выступавший
следом Камерный хор отличался от предыдущего некоторой в хорошем смысле
сдержанностью эмоций, зрелостью и умиротворенностью чувства. "Свете
тихий" А. Архангельского звучал необыкновенно кантиленно. Исполнителям
удалось преодолеть схематичность трехдольности и чувственность малых секунд.
Покаянным сокрушением было пронизано "Помилуй нас, Господи" того же
автора. Высокое техническое мастерство показал этот коллектив в концерте Д.
Бортнянского.
Музыкальным светочем города назвал
настоятель Спасо-Преображенского собора иерей Владимир Пивоваров музыкальное
училище. Пропаганда хорового искусства в нем лежит на плечах заслуженного
деятеля искусств Сергея Алексеевича Липового. Своими мыслями об искусстве
хорового пения он делится с читателями газеты "Православные вести":
- Хоровое пение
требует ансамбля во всех отношениях – тембровом, метроритмическом,
динамическом.
О высокой
хоровой культуре можно говорить, когда хор владеет вокально-хоровой техникой в
совершенстве. Последнее подразумевает умение распределить дыхание, качественную
интонацию, верность метро-ритма, соответствующее звукообразование.
Содержание
поэтического текста диктует нужное качество звука и соответствующую технологию,
которая позволит более точно передать образ.
Работу
хормейстера можно сравнить с творчеством художника, делающего сначала наброски
в общих чертах. Затем уже он ищет соответствующую палитру.
Особенно
воодушевленным и приподнятым был День
третий.
Из Новосибирска
приехали два коллектива: детский хор Вознесенского собора (руководитель Т.
Егорова) и Свято-Макарьевский молодежный хор Новосибирского Православного
Богословского института (дирижер А. Росляков). Хозяева фестиваля – Сводный хор
Спасо-Преображенского собора приветствовали гостей своим концертным
выступлением. Вообще в течение фестиваля они выступили трижды. В этот день
исполнялись семь произведений С.Б. Толстокулакова. Сергей Борисович пишет
музыку и преподает в Новокузнецком Православном Духовном училище. Вместе со
своей супругой Ангелиной Александровной, заведующей учебной частью, он стоял у
истоков основания этого учебного заведения. Сергей Борисович одновременно
является постоянным исполнителем теноровой партии хора.
Эта супружеская
чета – настоящие подвижники певческого искусства.
Трудно в
нескольких строках рассказать о колоссальности их самоотверженной деятельности.
Лучше привести красноречивые слова молодого священника о. Павла Баженевских:
"То, чем занимаются Толстокулаковы – это святое и великое дело. Они
медленно и верно возвращают православной музыке церковность, а церкви – ее
настоящую музыку".
Сводный хор
Спасо-Преображенского собора и Новокузнецкого Православного Духовного училища
является настоящей лабораторией духовного пения, в которой вызревают и
выливаются в совершенные композиционные и исполнительские формы православные
песнопения. Как известно, в репертуаре этого коллектива преимущественно
произведения композиторов московской школы или собственные. С.Б. Толстокулаков
в своем творчестве удачно сочетает принципы знаменного распева, троестрочия и
современного музыкального мышления.
Хор имеет свой
неповторимый стиль исполнения, характеризующийся текучим легатиссимо,
максимальной связностью музыкальной мысли и одновременно эпической окраской.
Относительно
концертного выступления данного хора в третий день фестиваля можно сказать
следующее. Яркое, торжественное "Христос Воскресе" сменилось
контрастным ему в тонких нюансах кондаком Воскресения. В трогательном, скорбно
окрашенном "Плотию уснув" подчеркивались обороты народного жанра
плача-причета. Песнопение "Во царствии Твоем" выделялось
беспрерывностью молитвенной мысли и необычной цельностью формы. Безупречное
легато в песнопении "Единородный Сыне" помогает создать Образ
цельный, неповрежденный грехом.
Светлые
впечатления остались после встречи с новосибирскими коллективами. "Мы
очень любим петь и много поем, хотя консерваторий не заканчивали", –
сказал протоиерей Александр Реморов, ректор Новосибирского Православного
Богословского института, о детском и Свято-Макарьевском молодежном хорах.
Особенно много
радости доставила детская постановка "Пасхальный колобок". По этому
поводу С.А. Липовой отозвался так: "Воскресные школы ведут серьезную
работу. Детская опера "Колобок" заслуживает особого внимания".
Звучало много
воодушевленных и теплых речей. Как всегда тонко соединяя шутку и серьезные
мысли, выступил протоиерей Александр Пивоваров. "Очень плохо вы
поступили.., потому что пленили наши сердца", – умышленно скорбно начал
он, обращаясь к гостям. В конце праздника было предложено похристосоваться с
новосибирцами. И в самом деле, чувства переполняли нас, и хотелось обнять
каждого певчего.
Особенность
обстановки происходила во многом оттого, что концерт шел в уютном зале 44-й
гимназии. Надо отдать должное и сказать, что гимназисты, на редкость,
внимательные и воспитанные слушатели. Чувствовалось, что все происходящее на
сцене им по душе. С теплыми словами признательности выступила директор гимназии
Тамара Евгеньевна Потокина.
День четвертый. Государственный институт
усовершенствования врачей. Просторный зал, классически строгий интерьер. Перед
входом в зал ведутся оживленные разговоры. Студенты обмениваются последними
впечатлениями. Можно услышать разное. Вот, например, почти комический диалог
сестер и братьев:
– Ух, и лажали они в прошлый раз.
– Нам показалось, они пели неплохо.
– Это, братья, потому, что у вас слуха совсем нет…
…На сцену
выходят в красивых васильково-белых костюмах участники хора "Надежда"
Дворца творчества детей и юношества им. Н.К. Крупской. Пение их, стройное и
выразительное, окрашено в лирические тона. Их настрой был подхвачен следующим
хором Михайло-Архангельской церкви (регент Г.А. Ветрова). Этот коллектив
немногочислен, но его звучание в достаточной степени заполняет пространство.
Яркое соло диакона Александра Государкина (баритон) внесло новый колорит и
стало украшением концертного выступления хора.
В заключение,
подводя итоги прошедших дней, иерей Владимир отметил, что фестиваль имеет
преимущество перед конкурсом, поскольку последний разъединяет людей, а
фестиваль имеет свойство объединять и обогащать. Ведь к финишу приходят все
вместе. Эти концерты показали, что лицо нашей Родины – это не только купола и
иконы, но и хоровые песнопения.
День пятый. Детский праздник. В самом деле,
необычный день. Где и когда мы видели сразу пять детских церковных коллективов?
Эта панорама
детских православных хоров показала, что в Кемеровской области работа
воскресных школ стимулирует развитие хорового пения. О. Владимир Пивововаров
выразил надежду на то, что эти поющие дети скоро станут настоящими церковными
певчими. Детский концерт обрамлялся выступлением хоров, участники которых уже
не дети, но еще относительно молодые люди.
Первым на сцену
вышел учебный хор регентско-хорового отделения Новокузнецкого Православного
Духовного училища. Показывая свою выучку, дирижировали учащиеся регентского
класса. Завершался день выступлением мужского хора Новокузнецкого Православного
Духовного училища (регент иерей Сергей Гудков). Этот уникальный коллектив,
появившийся совсем недавно, привел в ликование всех присутствующих.
Когда зазвучал
хор ровным, спокойным, уверенным, чистым мужским тембром, то душа
встрепенулась: "Вот оно то, настоящее, истинное, правильное". Сколько
же красоты и естественной силы в этом звучании. Неслучайно же пели на Руси
когда-то только в таком составе.
– Браво, бис, – аплодировал зал и не
хотел расходиться.
День шестой. Заключительный гала-концерт. Выступают,
в основном, все уже знакомые нам коллективы. Среди них четыре новых: младший и
старший хоры вокально-хоровой студии "Консонанс" (дирижеры Л. Козырева
и Г. Еловикова), хор церкви святых апостолов Петра и Павла г. Киселевска
(регент А. Гутник) и Камерный хор Кузбасса (художественный руководитель О.
Шабалина).
"Грандиозно!"
– таковы отзывы людей, впервые пришедших на фестиваль. Все представление было очень
впечатляющим. Вряд ли в зале были равнодушные.
Каждый
выступавший коллектив имел свое "лицо". Чем значительнее хор, тем
более самобытен его облик.
"Ангельский
собор" Чеснокова в исполнении Сводного хора Спасо-Преображенского собора и
Новокузнецкого Православного Духовного училища звучал как неспешное и широкое
повествование о самом значительном событии истории. Исполнение не содержит
аффектов и эффектов, но наполнено значительностью.
Хор
Михайло-Архангельской церкви, малочисленный по составу, звучал в концертном
плане. Небольшие по объему произведения, тонкая звукопись, аккуратная
нюансировка.
Кемеровский
камерный хор щедрыми мазками живописал огромные звуковые полотна.
Самые маленькие
участники этого дня, младшая группа "Консонанса" не затерялась среди
маститых коллективов, а сумела произвести неизгладимое впечатление. Когда пели
эти милые детки, казалось, что они созданы только для того, чтобы воздавать
Славу Богу. Один из священников заметил, что эти малыши поют очень молитвенно.
Многие во время их выступления просто не могли сдержать слез.
Своими
рассуждениями делится Лидия Константиновна Ломтина, преподаватель
Новокузнецкого Православного Духовного училища, человек большого жизненного
опыта:
- Для нашего
города это большое событие. Какую же силу надо иметь, чтобы все это поднять и
развернуть. Очень удивилась, откуда взялся мужской хор – настоящее украшение
нашего религиозного пения, ведь обычно слышим женское. Все это происходит в
городе впервые, тем более много трудов вложено. Надо же так – человек ищет
чего-то (показывает на Ангелину Александровну Толстокулакову), нас за собой
тянет. Все делается скромно, тихо, а получается большое дело.
В завершение
праздника выступил о. Александр Пивоваров: "Великая радость, что сегодня
наше торжество православного пения, что приехал Владыка Софроний. Он очень
заботится, чтобы жители Кузбасса были просвещены светом Православия".
Наконец,
поздравлял сам Владыка Софроний, вручал грамоты и подарки. Вот его
приветственные слова: "Русь строит
храмы и молится. И сегодня я находился как бы в храме, общем, всенародном. Я
преисполнен великой благодарности. Новокузнецк осуществил то, что постановил
Архиерейский Собор в августе 2000 года".
Словами одной из
благодарных слушательниц можно закончить этот рассказ: "Мы надеемся и ждем
продолжения, поскольку очевиден интерес ко всему происходящему. Люди хотят петь
православную музыку, люди хотят ее слушать".
|