Суббота, 27.04.2024, 13:48
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Статистика
Форма входа
 статья Деникиной С.

Архангельский глас № 8 (34) 17 мая 2001

Светлана ДЕНИКИНА

 

Шесть дней звучала в лучших концертных залах города Новокузнецка на втором фестивале Православной духовной музыки

Музыка небесных сфер

 

Душа замирает, сердце чуть трепещет и ликует во время очередного чарующего песнопения, исполняемого участниками фестиваля... Русская православная духовная музыка много лет не звучала нигде, кроме храмов. И поэтому радостно, очень радостно, что православная музыка вышла в мир и зазвучала в концертных залах! Ясно, что состоялось еще одно знаменательное событие в жизни нашего города - истинный праздник отечественной культуры. Главное - утвердилась сама возможность проведения таких торжеств, их громадное и непреходящее значение в нашей культурной жизни, в деле возрождения нравственных, культурных и духовных ценностей, среди которых отечественной православной музыке принадлежит особо важное место. Уже с уверенностью можно сказать: фестиваль в нашей Кемеровской епархии может стать традиционным! И не только потому, что официально его можно назвать вторым по счету (первый состоялся после Рождества и длился всего один день!) - самое главное, что любителей православной духовной музыки, как оказалось, совсем даже немало в нашем городе - на протяжении всех дней фестиваля не было такого, чтобы залы во время концертов были полупустыми! И если на первом, посвященном 2000-летию Рождества Христова, выступило всего десять коллективов, то на втором - обширный парад-смотр (свыше двадцати коллективов!) представил слушателям значительный пласт прекрасной духовной музыки, которой слушатели были лишены многие десятилетия. Какие редкие, почти уже забытые имена известных в прошлом композиторов, благодаря фестивалю, прозвучали в тот день со сцены: П. Чесноков, А. Кастальский, А. Архангельский, П. Турчанинов, А. Аренский, Д. Бортнянский, М. Березовский. Какие древние (или знаменные, как их называли) распевы усладили наши, привыкшие к эстрадному бряцанию, уши.

У каждого хора - в отведенное ему время- была как бы своя маленькая программа (от двух- трех, а иногда даже и до одиннадцати песнопений), своя логика, наконец, своя задача: показать лучшее, на что он способен, проявить себя. Справедливо считая, что классические духовные песнопения являются вершиной, высочайшим и непревзойденным достижением русского хорового искусства, художественный руководитель и дирижер, заслуженный работник культуры России Евгения Герасимова еще несколько лет назад включала в репертуар концертного хора студии духовно-эстетического развития "Родник" Дворца творчества детей и юношества Заводского района города Новокузнецка произведения духовных композиторов и выходила с ними на ежегодные фестивали творческих коллективов города. Правда, ее не всегда понимали тогда. Ее "Родник" был первым, кто потянулся к родниково-чистым истокам духовной музыки.

"Именно на таких произведениях, - считает она, - следует воспитывать и обучать юные дарования" И поэтому совсем не случайно ее "Родник" дважды стал участником фестиваля православной духовной музыки.

Строгость и духовность как нельзя лучше высветили истинно-православную суть песнопений Мужского хора преподавателей и студентов Новокузнецкого Православного Духовного училища имени святых равноапостольных Мефодия и Кирилла (регент Сергий Гудков). Прозвучавшие в их исполнении четыре произведения духовных композиторов отличали соборность, величавая красота. Невольно вспомнился одухотворенный, в лучших традициях звучащий хор Троице- Сергиевой Лавры под управлением знаменитого на весь православный мир архимандрита Матфея (Мормыля). Кстати, именно в его обработке были исполнены мужским хором стихиры Русским святым напева Киево-Печерской Лавры.

Уже после концерта, поздравляя иерея Сергия Гудкова с удачным дебютом на сцене, я услышала от него короткий рассказ о том, как вдохновленный Учителем Матфеем (Мормылем) его талантливый ученик отец Максим (Дмитриев) организовал в Тобольске мужской хор, слава о котором теперь гремит по Сибири. Сергей Гудков, будучи студентом Тобольской духовной семинарии, и занимался в его хоре, и даже оставался "за него", когда тот куда-нибудь уезжал... И вот теперь он, приехав из Тобольска в Новокузнецк, стал организатором мужского хора, ведь когда-то древняя Русь пела только в таком, мужском, составе. Канонически женщины в храмах петь не должны, и вместо женских голосов в составе хора пели мальчики. Вот так; "светило" зажгло "звезду", подвигло ее на духоносное дело, а "звезда", в свою очередь , зажгла "звездочку", которая уже сейчас обещает разгореться ярким светом на небосклоне. На Детском празднике их исполнение духовных произведений произвело такое впечатление на зрителей, что зал долго рукоплескал им стоя, а кое-где слышались и крики: "Браво!" На заключительном концерте их выступление было встречено бурными аплодисментами.

В большой концертной программе фестиваля было немало замечательных творческих коллективов: лауреат Международных конкурсов Камерный хор Кузбасса, г. Кемерово (художественный руководитель и главный дирижер, заслуженный деятель искусств Российской федерации Ольга Шабалина), лауреат Международных конкурсов Новокузнецкий камерный хор (художественный руководитель и дирижер, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Сергей Липовой), лауреат Международных конкурсов Образцовый коллектив Дворца творчества детей и юношества имени Н.К. Крупской хор "Надежда" (художественный руководитель и дирижер, отличник народного просвещения Нина Курихина), вокально-хоровая студия "Консонанс" Культурного центра ОАО ЗСМК, г. Новокузнецк, (художественный руководитель и дирижер Галина Еловикова), хор церкви святых апостолов Петра и Павла, г. Киселевск (регент Алла Гутник), Сводный хор Спасо-Преображенского собора и Новокузнецкого Православного духовного училища имени святых равноапостольных Мефодия и Кирилла (регент Ангелина Толстокулакова). Приятно, что участниками фестиваля стали даже посланники далекого Новосибирска: детский хор Вознесенского кафедрального собора (руководитель и дирижер Татьяна Егорова) и Свято-Макарьевский молодежный хор Новосибирского Православного Богословского института (дирижер Александр Росляков).

Как и на первом фестивале, выступление нашего профессионального церковного хора Михайло-Архангельского храма отличали неповторимый тембр и гармонии. В фестивальном изобилии и пиршестве звуков не затерялся и прекрасный баритон нашего солиста диакона Александра Государкина. Хору долго хлопали и даже (должно быть. от избытка чувств) свистели! (увы - "культура так и прёт" - простите меня за выражение).

Думаю, что подобный фестиваль не только предполагает высочайший уровень участников, но и достаточно ясное представление о стиле и традиции русской православной музыки, в которой музыка должна быть безыскусной и не должна нарушать молитвенного правила. Фестиваль должен, по-видимому, показать если не эталонные, то, во всяком случае, образцы и самой этой музыки, и ее исполнения. Но все ли прозвучавшее на концертах, все ли исполнительские коллективы отвечали этому требованию? Способствовал ли сам фестиваль созданию необходимых условий для этого? Почему, например, не в самом лучшем концертном зале (хотя бы в том же ДК Алюминщиков, где состоялся Рождественский фестиваль?) проходил заключительный концерт? Ведь культурный центр ОАО ЗСМК мало подходящ для выступлений церковных хоров. Они утратили здесь свой неповторимый тембр и православную гармонию. Выйдя из выверенной благодатной акустики храма, хор либо "глохнет", либо начинает форсировать звук, искажая свою истинную суть. Поэтому скромные церковные хоры, попав на большую сцену, оказались в менее выгодных условиях, чем светские, которые, безусловно, лучше приспособлены к концертной эстраде, изначально ориентированы на публику, на яркое и даже броское донесение музыки.

Конечно, в пору лишь начинающегося возрождения насильственно прерванной традиции, в пору всеобщего дефицита и усредненности, распространения технократизма и массовой культуры, которая так или иначе сказалась и на положении дел вообще и привела к бедственному состоянию как большие, так и маленькие клиросные хоры, ставить такие вопросы по меньшей мере наивно. И все же. Православная музыка - это проповедь и молитва в звуках, раскрывающая сокровенную суть СЛОВА, а "достоинство молитвы состоит единственно в качестве, а не в количестве" (святитель Игнатий Брянчанинов), и может ли она быть иной на фестивале?

Ясно, что русская православная музыка сегодня, как никогда, нуждается в соединении усилий всех кровно заинтересованных в ее дальнейшей судьбе людей, в компетентном анализе, обмене мнениями, во взыскующем истину разговоре о ее современном состоянии и путях дальнейшего развития... Тогда, быть может, завершатся и трудные поиски своего лица, соответствия формы содержанию: тому Духу православного возрождения, что положен в его основу. "Мы же поем не песни, а молитвы, - вспоминаю я слова заслуженного работника культуры, художественного руководителя и дирижера Евгении Герасимовой. Мы - молимся."

И потому поющий духовные песнопения человек не может не быть соучастником музыки небесных сфер! Это ли не обязывает! Это ли не благословлялось Богом во все времена?

И потому еще и еще раз хочется сказать нашим исполнителям и организаторам этого замечательного фестиваля - Спасо-Преображенскому собору и Новокузнецкому Православному Духовному училищу имени Кирилла и Мефодия, на будущее: Бог в помощь! Прославляющие Господа и сами прославлены будут. Благослови вас Бог, поющие, и всех, кто солидарен с вами, кто отдает предпочтение столь дивной и поистине настоящей музыке, созданной в первом тысячелетии и востребованной для второго и начала третьего!

Copyright MyCorp © 2024
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей