Архангельский глас № 8 (34) 17 мая 2001
Светлана ДЕНИКИНА
Шесть дней
звучала в лучших концертных залах города Новокузнецка на втором фестивале
Православной духовной музыки
Музыка
небесных сфер
Душа
замирает, сердце чуть трепещет и ликует во время очередного чарующего
песнопения, исполняемого участниками фестиваля... Русская православная духовная
музыка много лет не звучала нигде, кроме храмов. И поэтому радостно, очень
радостно, что православная музыка вышла в мир и зазвучала в концертных залах!
Ясно, что состоялось еще одно знаменательное событие в жизни нашего города -
истинный праздник отечественной культуры. Главное - утвердилась сама
возможность проведения таких торжеств, их громадное и непреходящее значение в
нашей культурной жизни, в деле возрождения нравственных, культурных и духовных
ценностей, среди которых отечественной православной музыке принадлежит особо
важное место. Уже с уверенностью можно сказать: фестиваль в нашей Кемеровской
епархии может стать традиционным! И не только потому, что официально его можно
назвать вторым по счету (первый состоялся после Рождества и длился всего один
день!) - самое главное, что любителей православной духовной музыки, как
оказалось, совсем даже немало в нашем городе - на протяжении всех дней
фестиваля не было такого, чтобы залы во время концертов были полупустыми! И
если на первом, посвященном 2000-летию Рождества Христова, выступило всего
десять коллективов, то на втором - обширный парад-смотр (свыше двадцати
коллективов!) представил слушателям значительный пласт прекрасной духовной
музыки, которой слушатели были лишены многие десятилетия. Какие редкие, почти
уже забытые имена известных в прошлом композиторов, благодаря фестивалю,
прозвучали в тот день со сцены: П. Чесноков, А. Кастальский, А. Архангельский,
П. Турчанинов, А. Аренский, Д. Бортнянский, М. Березовский. Какие древние (или
знаменные, как их называли) распевы усладили наши, привыкшие к эстрадному
бряцанию, уши.
У
каждого хора - в отведенное ему время- была как бы своя маленькая программа (от
двух- трех, а иногда даже и до одиннадцати песнопений), своя логика, наконец,
своя задача: показать лучшее, на что он способен, проявить себя. Справедливо
считая, что классические духовные песнопения являются вершиной, высочайшим и
непревзойденным достижением русского хорового искусства, художественный
руководитель и дирижер, заслуженный работник культуры России Евгения Герасимова
еще несколько лет назад включала в репертуар концертного хора студии
духовно-эстетического развития "Родник" Дворца творчества детей и юношества
Заводского района города Новокузнецка произведения духовных композиторов и
выходила с ними на ежегодные фестивали творческих коллективов города. Правда,
ее не всегда понимали тогда. Ее "Родник" был первым, кто потянулся к
родниково-чистым истокам духовной музыки.
"Именно
на таких произведениях, - считает она, - следует воспитывать и обучать юные
дарования" И поэтому совсем не случайно ее "Родник" дважды стал
участником фестиваля православной духовной музыки.
Строгость
и духовность как нельзя лучше высветили истинно-православную суть песнопений
Мужского хора преподавателей и студентов Новокузнецкого Православного Духовного
училища имени святых равноапостольных Мефодия и Кирилла (регент Сергий Гудков).
Прозвучавшие в их исполнении четыре произведения духовных композиторов отличали
соборность, величавая красота. Невольно вспомнился одухотворенный, в лучших
традициях звучащий хор Троице- Сергиевой Лавры под управлением знаменитого на
весь православный мир архимандрита Матфея (Мормыля). Кстати, именно в его
обработке были исполнены мужским хором стихиры Русским святым напева
Киево-Печерской Лавры.
Уже
после концерта, поздравляя иерея Сергия Гудкова с удачным дебютом на сцене, я
услышала от него короткий рассказ о том, как вдохновленный Учителем Матфеем
(Мормылем) его талантливый ученик отец Максим (Дмитриев) организовал в
Тобольске мужской хор, слава о котором теперь гремит по Сибири. Сергей Гудков,
будучи студентом Тобольской духовной семинарии, и занимался в его хоре, и даже
оставался "за него", когда тот куда-нибудь уезжал... И вот теперь он,
приехав из Тобольска в Новокузнецк, стал организатором мужского хора, ведь
когда-то древняя Русь пела только в таком, мужском, составе. Канонически
женщины в храмах петь не должны, и вместо женских голосов в составе хора пели
мальчики. Вот так; "светило" зажгло "звезду", подвигло ее
на духоносное дело, а "звезда", в свою очередь , зажгла
"звездочку", которая уже сейчас обещает разгореться ярким светом на
небосклоне. На Детском празднике их исполнение духовных произведений произвело
такое впечатление на зрителей, что зал долго рукоплескал им стоя, а кое-где
слышались и крики: "Браво!" На заключительном концерте их выступление
было встречено бурными аплодисментами.
В большой концертной программе фестиваля было немало
замечательных творческих коллективов: лауреат Международных конкурсов Камерный
хор Кузбасса, г. Кемерово (художественный руководитель и главный дирижер,
заслуженный деятель искусств Российской федерации Ольга Шабалина), лауреат
Международных конкурсов Новокузнецкий камерный хор (художественный руководитель
и дирижер, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Сергей Липовой),
лауреат Международных конкурсов Образцовый коллектив Дворца творчества детей и
юношества имени Н.К. Крупской хор "Надежда" (художественный
руководитель и дирижер, отличник народного просвещения Нина Курихина),
вокально-хоровая студия "Консонанс" Культурного центра ОАО ЗСМК, г.
Новокузнецк, (художественный руководитель и дирижер Галина Еловикова), хор
церкви святых апостолов Петра и Павла, г. Киселевск (регент Алла Гутник),
Сводный хор Спасо-Преображенского собора и Новокузнецкого Православного
духовного училища имени святых равноапостольных Мефодия и Кирилла (регент
Ангелина Толстокулакова). Приятно, что участниками фестиваля стали даже
посланники далекого Новосибирска: детский хор Вознесенского кафедрального
собора (руководитель и дирижер Татьяна Егорова) и Свято-Макарьевский молодежный
хор Новосибирского Православного Богословского института (дирижер Александр
Росляков).
Как и на первом фестивале,
выступление нашего профессионального церковного хора Михайло-Архангельского
храма отличали неповторимый тембр и гармонии. В фестивальном изобилии и
пиршестве звуков не затерялся и прекрасный баритон нашего солиста диакона
Александра Государкина. Хору долго хлопали и даже (должно быть. от избытка
чувств) свистели! (увы - "культура так и прёт" - простите меня за
выражение).
Думаю, что подобный
фестиваль не только предполагает высочайший уровень участников, но и достаточно
ясное представление о стиле и традиции русской православной музыки, в которой
музыка должна быть безыскусной и не должна нарушать молитвенного правила.
Фестиваль должен, по-видимому, показать если не эталонные, то, во всяком
случае, образцы и самой этой музыки, и ее исполнения. Но все ли прозвучавшее на
концертах, все ли исполнительские коллективы отвечали этому требованию?
Способствовал ли сам фестиваль созданию необходимых условий для этого? Почему,
например, не в самом лучшем концертном зале (хотя бы в том же ДК Алюминщиков, где
состоялся Рождественский фестиваль?) проходил заключительный концерт? Ведь
культурный центр ОАО ЗСМК мало подходящ для выступлений церковных хоров. Они
утратили здесь свой неповторимый тембр и православную гармонию. Выйдя из
выверенной благодатной акустики храма, хор либо "глохнет", либо
начинает форсировать звук, искажая свою истинную суть. Поэтому скромные
церковные хоры, попав на большую сцену, оказались в менее выгодных условиях,
чем светские, которые, безусловно, лучше приспособлены к концертной эстраде,
изначально ориентированы на публику, на яркое и даже броское донесение музыки.
Конечно, в пору лишь
начинающегося возрождения насильственно прерванной традиции, в пору всеобщего
дефицита и усредненности, распространения технократизма и массовой культуры,
которая так или иначе сказалась и на положении дел вообще и привела к
бедственному состоянию как большие, так и маленькие клиросные хоры, ставить
такие вопросы по меньшей мере наивно. И все же. Православная музыка - это
проповедь и молитва в звуках, раскрывающая сокровенную суть СЛОВА, а
"достоинство молитвы состоит единственно в качестве, а не в
количестве" (святитель Игнатий Брянчанинов), и может ли она быть иной на
фестивале?
Ясно, что русская
православная музыка сегодня, как никогда, нуждается в соединении усилий всех
кровно заинтересованных в ее дальнейшей судьбе людей, в компетентном анализе,
обмене мнениями, во взыскующем истину разговоре о ее современном состоянии и
путях дальнейшего развития... Тогда, быть может, завершатся и трудные поиски своего
лица, соответствия формы содержанию: тому Духу православного возрождения, что
положен в его основу. "Мы же поем не песни, а молитвы, - вспоминаю я слова
заслуженного работника культуры, художественного руководителя и дирижера
Евгении Герасимовой. Мы - молимся."
И потому поющий духовные
песнопения человек не может не быть соучастником музыки небесных сфер! Это ли
не обязывает! Это ли не благословлялось Богом во все времена?
И потому еще и еще раз
хочется сказать нашим исполнителям и организаторам
этого замечательного фестиваля - Спасо-Преображенскому собору и Новокузнецкому
Православному Духовному училищу имени Кирилла и Мефодия, на будущее: Бог в
помощь! Прославляющие Господа и сами прославлены будут. Благослови вас Бог,
поющие, и всех, кто солидарен с вами, кто отдает предпочтение столь дивной и
поистине настоящей музыке, созданной в первом тысячелетии и востребованной для
второго и начала третьего!
|