«Кузнецкий меценат» № 1 (1) июль 2003 г.
Людмила БАТАШЕВА ПО ВЕЛЕНИЮ ДУШИ
Православная весна 2003 года была как никогда прежде
богата на события. В галерее «Сибирское искусство» - дивная выставка вышитых
икон, так называемых пелен, Татьяны Соколаевой. Затем экспозиция современной
кузнецкой иконы «Светлое Воскресение» в художественном музее. И, наконец, IV фестиваль Православной
духовной музыки, организованный Спасо-Преображенским собором и Православным
духовным училищем по благословению архиепископа Кемеровского и Новокузнецкого
Преосвященнейшего Софрония.
Фестиваль
заметно мужает, становится более продолжительным, растет число его участников.
Нынешний был обогащен и театральным действом, посвященным памяти преподобного
Серафима Саровского. Обращение к теме одного из самых почитаемых русских святых
неслучайно: 2003-й год объявлен православной церковью годом Серафима Саровского
в память столетия его канонизации.
Спектакль был поставлен
силами Воскресной школы при храме преподобного Сергия Радонежского, а потому не
будем судить самодеятельную постановку слишком строго. Остается только
сожалеть, что нам так ничего и не удалось узнать о жизни святого, кроме эскизно
обрисованных детских лет. Более подробно были представлены театрализованные
рассказы о его «чудесах». Но артисты выглядели очень мило, особенно юные.
Впрочем, и многие взрослые действительно проживали свои роли, поражая
эмоциональностью и искренностью. Однако больше всех удивил своим даром
драматического актера Сергей Толстокулаков, Вот уж поистине, если человек
талантлив, то талантлив во всем. Одаренный композитор, удостоенный ордена
Сергия Радонежского Русской православной церкви за композиторскую деятельность,
замечательный певчий, он исполнял в этом спектакле несколько эпизодических
ролей, поразивших рельефностью пластики образов. Каждый был согрет внутренним
теплом, прочувствован и пережит.
Спектаклем закрывалась
фестивальная неделя, с первого до последнего дня наполненная духовной музыкой.
Пятнадцать хоровых коллективов, светских и церковных, из Новокузнецка,
Кемерово, Междуреченска и Прокопьевска согревали, умиротворяли и очищали
пространство залов Новокузнецкого училища искусств, гимназии № 44, Дома
детского творчества Заводского района, гимназии № 32 в Новоильинке, Дворца
алюминщиков и драматического театра.
Рядом с новичками, вокальным
ансамблем школы искусств имени М.Ф. Мацулевич, - признанные мэтры хорового
искусства. Заслуженный работник культуры Евгения Герасимова с концертным хором
студии духовно-эстетического развития «Родник» из Заводского дома детского
творчества. Регент Галина Ветрова, мастер высочайшего класса со своим
замечательным коллективом, хором Михайло-Архангельского храма. С тремя хорами
Знаменского кафедрального собора г. Кемерово, хорошо известными и любимыми в
Новокузнецке, прибыла на праздник регент Жанна Чеботарева
Здесь же и сводный хор
Спасо-Преображенского собора и православного духовного училища, самый
постоянный и один из наиглавнейших участников фестиваля, вместе со своим
регентом Ангелиной Толстокулаковой. Информация, что ни разу не прозвучала на
фестивале, но которой владеет ваш покорный слуга: Ангелина Толстокулакова
удостоена ордена святой равноапостольной княгини Ольги Русской православной
церкви за подвижническую деятельность по возрождению и пропаганде духовной культуры.
Кстати, вместе с хором она записала лазерные диски, по благословению Святейшего
патриарха Алексия Второго они вошли в антологию православной духовной музыки.
И конечно, Сергей Липовой,
заслуженный деятель искусств, самый выдающийся новокузнецкий маэстро вместе со
своим коллективом, лауреатом международных конкурсов камерным хором. С сольной
программой выступил и другой коллектив Сергея Алексеевича, дипломант областного
конкурса студенческий хор Новокузнецкого училища искусств. Не по долгу службы,
по велению души эти хоры постоянно принимают участие в фестивалях духовной
музыки. Спросите любого певчего, какую музыку больше всего любит исполнять - с
поразительным единодушием отвечают: духовную.
Канули в лету те времена,
когда даже «Всенощная» Рахманинова была под запретом. Сейчас православная
духовная музыка прочно утвердилась на концертной эстраде, стала важнейшей
составляющей репертуара светских хоровых коллективов. Но видеть на сцене поющих
священников - по-прежнему непривычно, а пятнадцать человек в подрясниках из
братского хора церкви Иоанна Воина - просто экзотическое зрелище! Разумеется,
коллектив молодой, им еще предстоит немало поработать над интонацией, но
строгой выразительности исполнения уже и сейчас не занимать. Суровой монашеской
аскезой веяло со сцены от напевов Киево-Печерской лавры и песни о преподобном
Серафиме.
Замечательно вписался в
программу фестиваля хор воскресной школы храма пророка Илии. Растет мастерство
детского коллектива, руководимого Екатериной Шелегиной. У хора солидный репертуар
и прекрасная солистка, Татьяна Галевич, искренняя, эмоциональная и музыкальная.
На этом фестивале мужской
состав сводного хора Спасо-Преображенского собора духовного училища выглядел
явно поредевшим. Неслучайно настоятель храма священник отец Александр Пивоваров во время торжественной
процедуры открытия фестиваля со свойственной ему иронией обратился к женской
половине публики с призывом беречь мужчин. Действительно, хоровое, тем более,
церковное пение очень много теряет без сильных, глубоких басов. Однако, утратив
в количестве, хор потряс качеством исполнения именно басовых партий. Что
касается женских голосов, в этом хоре традиционно поют
лучшие сопрано города. Представляете все великолепие звучания высоких партий,
«поставленных на басы»? Единственное, о чем можно сожалеть, - на этом фестивале
не удалось услышать одно из самых ярких творений Сергея Толстокулакова из
репертуара хора, торжественное песнопение «С нами Бог!». Испытав однажды
потрясение от богатства гармоний и совершенной драматургии, вдохновения и
истовости исполнения произведения, хочется вновь и вновь переживать эти
чувства. Думается, широкая публика вправе хотя бы раз в год слышать это
произведение.
Традиционно великолепен был
хор Михайло-Архангельского храма, роскошен октавный бас в песнопении «Кресту
твоему». Чудно прозвучала и молитва «Богородице Дево, радуйся!». Этому
коллективу свойственна особая изысканность исполнения, может быть не очень
характерная для церковной манеры, но очень близкая и дорогая светскому
слушателю.
И поистине с царской
щедростью одарил публику камерный хор Сергея Липового. Нам вновь
посчастливилось услышать исполнительский шедевр коллектива, и Европу
заставлявший трепетать от восторга, - «Помышляю день страшный» Архангельского.
На такое исполнение рецензий не пишут - всякие высокие слова бессильны.
Праздник православной
духовной музыки состоялся, объединив светские и церковные коллективы, детей и
взрослых, на сцене и в зале. Жаль, что заключительный концерт прошел в
помещении. Как бы ни был хорош зал Дворца алюминщиков, фестиваль дорос до того
уровня, когда его необходимо выводить на улицы и площади, чтобы сделать
достоянием всех жителей Новокузнецка.
|