VI Международная богословская
конференция «Традиция святоотеческой катехизации: современные вопросы
подготовки катехизаторов» открылась 28 мая в Москве, в Свято-Филаретовском
православно-христианском институте (СФИ). Форум продолжает серию конференций, посвященных разным аспектам оглашения. С каждым годом в
СФИ приезжает все больше молодых и заслуженных священнослужителей и мирян из
разных епархий РПЦ, из России, стран ближнего и дальнего Зарубежья. Многие из
них являются преподавателями духовных школ, руководителями епархиальных
отделов.
В этом году к СФИ в качестве
организатора форума присоединился Отдел религиозного образования и катехизации
Кемеровской и Новокузнецкой епархии. Нашу епархию представляли: иерей Андрей Мояренко, заместитель ректора НПДС и протоиерей Игорь Кропочев, преподаватель НПДС. Традиции святоотеческой катехизации,
реконструкция процесса оглашения в древней Церкви, теория и практика современного
научения верующих — этот круг вопросов ежегодно определяет тематику
выступлений, круглых столов, дискуссий на конференции. Участников форума
приветствовал ректор СФИ священник Георгий Кочетков.
Специалистом в области истории
катехизации в СФИ является профессор
этого вуза, член Межсоборного присутствия РПЦ Давид Гзгзян, который сделал
первый доклад «Личность и служение катехизатора в древней Церкви». Исследуя
соответствующие фрагменты Священного Писания, наследие Оригена, Климента
Александрийского и Августина, он обнаружил
определение учителя (дидаскала) как «хранителя и систематизатора
пророческих откровений», как человека, который «организует» «воцерковление как
рождение свыше». По словам профессора Гзгзяна, учитель (он же катехизатор)
понимался Святыми Отцами как посредник, «привратник»: это фигура, «занимающая
выдающееся, но скромное место на пороге Церкви, он смотрит в обе стороны: и
внутрь Церкви, и за пределы ее». Именно поэтому катехизатору необходимо «особое
ведение духовное и не менее изощренное видение всех областей жизни».
Докладчик рассмотрел возникновение
системы подготовки катехизаторов, которое относится ко времени бл.Августина:
эта проблема появилась после Миланского эдикта, когда Церковь стала массовой и
встал вопрос об оглашении тех, «кто не очень хочет оглашаться». Прозвучал
парадоксальный вывод: «Катехизатора подготовить невозможно, хотя — надо». Речь
идет о том, что невозможно научить, преподать опыт личной встречи с Богом,
необходимый для катехизатора. В то же время тому, кто причастен этому опыту и
хочет им поделиться, необходимо помогать, однако «методика» не должна занять
первого места. «Практический опыт может быть как-то организован, но упор должен
быть на собственном опыте духовной жизни и опыте церковного сообщества», — сказал
Д.Гзгзян. Первый же доклад вызвал множество живых откликов и вопросов,
актуализирующих святоотеческое наследие .
С докладом о попытках введения
массовой катехизации в Кемеровской и Новокузнецкой епархии выступил священник
Андрей Мояренко (Новокузнецк), заместитель ректора Новокузнецкой православной
духовной семинарии. По его словам, год назад в масштабах епархии было принято решение не совершать таинство
Крещения без подготовки, установлен срок в 4 недели для оглашения желающих
войти в Церковь. Однако «нововведение» (а именно так было воспринято во многих
приходах возрождение древнего церковного обычая) с трудом приживается на
местах: как свидетельствовал о.Андрей, в большинстве благочиний священники
ограничиваются двумя беседами. Докладчик рассказал также о многих трудностях, с
которыми сопряжены попытки реализовать поручение священноначалия РПЦ об
организации массовой катехизации: это и «общее непонимание» того, кто должен
заниматься оглашением, и отсутствие соответствующего предмета в учебном плане
духовных школ, и неопределенное
положение катехизаторов на приходах.
Это сообщение задело за живое почти
всех молодых священников- участников конференции. Каждый из них поделился
наболевшим: не столько творческим опытом организации катехизации, сколько
проблемами и трудностями. Отвечая на вопросы и резюмируя дискуссию, о.Андрей
пришел к такому же выводу, как и первый докладчик (выступления которого он не
слышал, опоздав на открытие): «методики можно освоить, самое главное — чтобы
каждый катехизатор «родился свыше». Священник из Архангельска выразил
убеждение, что необходимо смещение приоритетов в сторону катехизации на
епархиальном уровне, «иначе катехизации не будет».
Первый день конференции продолжился
круглым столом на тему «Учительный, пастырский и педагогический аспекты
церковного служения катехизатора». Дискуссия сконцентрировалась вокруг
следующих вопросов: «Пастырство «огласительное» и пастырство приходское: есть
ли отличия?», «Нужно ли различать учительство и педагогику в огласительном
процессе?», «Насколько возможно единство трех аспектов служения катехизатора?»
Второй день работы конференции, 29
мая, был посвящен теме «Подготовка и обучение катехизатора». С докладами выступили
А. Копировский, В. Якунцев, М.Дикарева и другие.
В заключительный день форума
участники обсуждали положение и статус катехизатора в церкви, вопросы его
ответственности за результаты своего служения, возможные способы взаимодействия
с правящим архиереем, благочинным, настоятелем, епархиальным отделом по
катехизации, а также перспективы подготовки катехизаторов на разных уровнях
церковной жизни.
Иерей Димитрий Черепанов (г. Покров)
рассказал о церковной ответственности за подготовку катехизаторов и о
проблемах, связанных с этой подготовкой. По его мнению, цель катехизации —
присоединение нового члена к церковному собранию — достигается сейчас с большим
трудом, потому что границы этого собрания на приходах размыты. В дискуссии
также отмечалось, что в церкви и обществе до сих пор приносит свои плоды
«антисектантская» политика советского государства: попытки собирания на
приходах общин и братств, так необходимых для личной подготовки катехизаторов и
возрождения традиционной длительной катехизации, нередко воспринимаются как
«сектантство».
Опытом подготовки приходских
катехизаторов в Обучающем центре при Белгородской православной духовной
семинарии поделился иерей Александр Гинкель, сотрудник Синодального миссионерского
отдела РПЦ. Катехизатор Олег Глаголев (г. Екатеринбург) говорил о роли
церковного братства в подготовке катехизаторов на примере многолетнего опыта
Преображенского содружества.
Завершилась конференция круглым столом «Положение и статус катехизатора в церкви,
перспективы подготовки катехизаторов».Участники обсудили практические вопросы о
полномочиях и формах ответственности
катехизатора за результаты своего служения, о взаимодействии катехизатора с
правящим архиереем, благочинным, настоятелем, отделом по катехизации; о
перспективах подготовки катехизаторов в образовательных учреждениях, церковных
общинах и братствах.
В третьей конференции из цикла
«Традиция святоотеческой катехизации» приняли участие 70 человек из 17 епархий
Русской православной церкви из разных городов России, ближнего и дальнего
Зарубежья — от Лиссабона до Хабаровска. Среди них — священнослужители и миряне,
преподаватели духовных школ, руководители епархиальных отделов по миссии и
катехизации. Открытый и свободный диалог позволил участникам обсудить очень
трудные вопросы церковной жизни и наметить пути их решения. Конференция
продолжит свою работу в Кемеровской и Новокузнецкой епархии осенью 2012 года.
По материалам сайта www.blagovest-info.ru
|