Пост
Святой Четыредесятницы называется Великим постом в связи с особой важностью его
установления. Традиционно, Святая Четыредесятница и все богослужения начинаются
с вечерни масленичной (сыропустной) недели. Во время вечернего богослужения в
Прощеное воскресенье бывает чин или обряд общего прощения в храме.
Великий пост установлен, главным образом, в
память сорокадневного поста Иисуса Христа, который вскоре после Своего крещения
удалился в пустыню и постился там (Мф. 4, 2), а также в память сорокадневного
поста Моисея (Исх. 34, 28) и Илии (3 Цар. 19, 8).
О том, что пост был установлен апостолами и
длился сорок дней почти с начала его установления, есть свидетельства с
глубокой древности, а само название «Четыредесятница» часто встречается в
древних письменных памятниках.
Однако, соблюдался пост Святой Четыредесятницы
(длившийся повсюду 40 дней) в древней Церкви не в одно и то же время. Это
зависело от неодинакового исчисления дней поста и дней, когда он разрешался. В
Восточных Церквях существующий и доныне порядок соблюдения Великого поста
установился в 4 веке.
Великий
пост состоит из сорокадневного поста (Четыредесятницы) и поста Страстной
седмицы «ради спасительных страстей» Христовых. В Постановлениях апостольских о
Великом посте говорится: «Да совершается этот пост (Четыредесятница) прежде
поста Пасхи (Страстной седмицы)» (кн. 5, гл. I).
Древние христиане соблюдали Великий пост с особой
строгостью, воздерживаясь даже от вкушения воды до девятого (третьего по
полудни) часа дня. Пищу вкушали после девятого часа, употребляя хлеб и овощи.
Запрещались мясо, молоко, сыр, яйца.
Правила соблюдения Великого поста отражены и в
церковном Уставе. В первую и Страстную седмицы Православная Церковь
предписывает хранить особо строгий пост. В понедельник и вторник первой седмицы
предписывается соблюдать высшую степень поста: «Отнюдь вовсе ясти не подобает».
В остальные седмицы поста, кроме суббот и воскресений, — сухоядение. В
субботние и воскресные дни разрешается сваренная пища с елеем (растительным
маслом). И только в праздник Благовещения, если он приходится не в Страстную
седмицу, разрешается вкушение рыбы.
Церковь строго осуждает нарушающих Великий
пост, но, действуя в духе любви и милосердия Божия, не возлагает правил пощения
во всей полноте на детей, больных, немощных и престарелых, не отчуждает их от
участия в радости причащения и Пасхи. Но немощные телом, как и здоровые,
обязаны во время Великого поста совершать дела любви и милосердия и, также как
и в другие посты, хранить духовный пост от грехов.
В
многочисленных стихирах и тропарях служб Святой Четыредесятницы Церковь
разъясняет сущность истинного поста как средства духовного возрождения: время
духовного подвига, упрочения себя в самоотвержении, умерщвления греховных
пожеланий. Поэтому в песнопениях Церковь называет Святую Четыредесятницу
веселым временем поста.
|