По
благословению Высокопреосвященнейшего Аристарха, митрополита Кемеровского и
Прокопьевского, Ректора Кузбасской православной духовной семинарии к 20-летию
Духовной школы выпущен сборник проректора по учебной части, заведующего
регентским отделением КПДС Ангелины Александровны Толстокулаковой «Песнопения
Осмогласника».
Осмогласие
— музыкальная система из восьми ладов (гласов), лежащая в основе старинных
песнопений в Православной Церкви. Восемь гласов составляют т.н. «систему
осмогласия», которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки.
Гласовые
напевы закреплены за определенными певческими жанрами: стихирами, запевами
стихир, тропарями, ирмосами, прокимнами. Каждый из гласов содержит мелодические
строки, необходимые для исполнения перечисленных песнопений ежедневного круга
богослужений.
На
протяжении XVII-XIX веков в православном богослужебном пении получили
распространение киевский, греческий и болгарский осмогласные распевы,
зафиксированные на рубеже XIX и XX столетий в различных обиходных сборниках. Но
за последние полтора века в практике разных храмов сложились свои особенности в
исполнении гласов.
Составителем
данного сборника была поставлена задача зафиксировать местную певческую
традицию сибирского региона, предварительно проанализировав гласовые распевы
Троице-Сергиевой Лавры и Московских духовных школ, гласы Придворного и
Синодального обиходов, сибирские варианты этих распевов и распевы из «Спутника
псаломщика».
Данный труд имеет два существенных отличия от
аналогичных изданий:
Во-первых,
это большая полнота содержания. В каждом гласе наличествуют фактически все
исполняемые в современной приходской практике песнопения воскресного Всенощного бдения:
«Господи воззвах» со всеми запевами, две первые стихиры и догматик, все запевы
на стиховне с двумя первыми стихирами и богородичном, «Бог Господь», тропарь, богородичен,
кондак, прокимен, ирмосы, «Свят Господь Бог», «Всякое дыхание» со всеми запевами
и первая стихира на хвалитех, а также стиховные запевы на вседневной вечерне и
утрени.
Во-вторых,
универсальность в практическом применении в зависимости от типа, вида и
количественного состава хора. Главная мелодия каждого гласа находится во втором
голосе, первый голос всегда вторит в терцию сверху. Таким образом, эти гласы
можно исполнять самым малым количеством певцов на клиросе. Третий женский голос
может петь квинтовое заполнение аккорда или басовое проведение на выбор регента
женского хора. Гласы можно исполнять и четырехголосным малым, средним или
большим смешанным хором. Можно исполнять и мужским трио, но на кварту-квинту
ниже исходной тональности.
Сборник
предназначен как для употребления на богослужении, так и для изучения
осмогласия на специальных уроках Церковного обихода в качестве пособия;
адресован певцам и руководителям церковных хоров, а также широкому кругу
интересующихся богослужебным пением Русской Православной Церкви.
Данный
труд в таком виде появился благодаря усердию наборщика нот Юрия Александровича
Абакумова, которому составитель выражает огромную благодарность. Помимо
непосредственного набора нот, Ю.А. Абакумову принадлежит подтекстовка
церковно-славянским шрифтом и слогоделение в духе певческой логики.
По
вопросам приобретения сборника «Песнопения Осмогласника» обращаться в церковную
лавку Собора Рождества Христова.
г. Новокузнецк, ул.
Зыряновская, 97А.
Телефоны:
8(3843)60-15-30; 8(923)464-15-33.
Пресс-служба Кузбасской семинарии
|