Успение Пресвятой
Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии является одним из двунадесятых (т.е. двенадцати главных)
праздников Православной Церкви. Предваряется он строгим двухнедельным постом, а
празднуется 28 августа (15 августа ст.ст.).
История праздника такова: После Вознесения Господа Матерь
Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие
жила в доме его родителей близ горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих
Она была утешением и назиданием. Беседуя с ними, Богородица поведала о чудесных
событиях Благовещения, бессеменного зачатия и нетленного рождения от Нее Христа,
Его младенчества и всей земной жизни. Подобно апостолам, Она насаждала и
утверждала Церковь молитвами, словом и делом.
В 43 году, во
время воздвигнутого Иродом гонения, Пресвятая Дева Мария вместе с апостолом
Иоанном удалилась в Ефес. Она была также на Кипре у епископствовавшего там
святого Лазаря Четверодневного и на Святой Горе Афонской, о которой Богоматерь
пророчески сказала: "Это место будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и
Бога Моего. Я буду Заступница месту этому и Богу о нем Ходатаица".
Ко времени Своей
блаженной кончины Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Дни и ночи Она проводила в
молитве, нередко приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и
преклоняла колена. В одно из таких посещений Голгофы пред Нею предстал Архангел
Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь вечную. В
залог Архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С небесной вестью возвратилась Божия
Матерь в Вифлеем. Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа,
которым возвестила о Своем скором успении.
В указанный день, в третьем
часу, когда Пречистая Дева молилась с апостолами в ожидании Своего исхода и пришествия
Своего Сына и Господа, внезапно их облистал неизреченный Свет Божественной Славы.
Верх помещения как бы исчез в лучах необъятного Света, и сошел Сам Царь Славы
Христос, окруженный множеством Небесных Сил с праведными душами пророков, некогда
предвозвещавших о Пресвятой Деве. Увидев Своего Сына, Божия Матерь воскликнула:
"Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем"
и без всякого телесного страдания предала душу в руки Своего Сына и Бога.
Похоронена
Богородица была в Гефсимании. Три дня апостолы не отходили от места погребения,
совершая непрестанные молитвы и псалмопения. По премудрому смотрению Божию
апостол Фома не присутствовал при погребении Матери Господней. Придя в третий
день ко гробу, он с горькими слезами повергся пред пещерой и громко сожалел,
что не удостоился последнего благословения Матери Божией и прощания с Ней. Сжалившись,
апостолы решили открыть пещеру, чтобы Фома мог поклониться святым останкам
Приснодевы. Но, открыв гроб, они нашли в нем одни только Ее погребальные
пелены. Вечером в тот же день, когда апостолы собрались в
доме, им явилась Сама Матерь Божия и сказала: "Радуйтесь! Я с вами - во
все дни".
Дивна была
жизнь Пречистой Девы, дивно и успение Ее, как воспевает Святая Церковь: «Бог
вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы».
В соборном храме
Рождества Христова Новокузнецкой Православной Духовной семинарии накануне вечером состоится всенощное бдение с выносом Плащаницы Пресвятой Богородицы, а в сам день
праздника – Божественная литургия. Вечером будет совершен особый чин
погребения Плащаницы.
Тропарь: В
рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице;
преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от
смерти души наша.
Перевод: При
родах Ты сохранила девство, при кончине Ты не оставила мира, Богородица; Ты перешла
к жизни, будучи Матерью Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души
наши.
Кондак: В
молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное Упование гроб
и умервщление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу
Вселивыйся приснодевственную.
Перевод: Непрестанно
молящуюся Богородицу и в ходатайствах надежду непоколебимую, не удержали гроб и
смерть; ибо Её как Мать Жизни перевел к жизни [Христос], Вселившийся в Её вечно
девственной утробе.
Терентьев Павел, 5 курс
НПДС
|