Страстная седмица
(шесть дней между праздниками Входа Господня в Иерусалим и Светлым Христовым
Воскресением) посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его
страданиям на Кресте, смерти и погребению.
В первые три дня
Страстной седмицы Церковь подготовляет верующих к достойному созерцанию и
сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя. В богослужении этих дней
удерживается еще общий покаянный характер (и служится великопостная Литургия
Преждеосвященных Даров).
В Великий понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф
Прекрасный, из зависти проданный братьями в Египет, прообразовавший страдания
Спасителя. Кроме того, в этот день воспоминается иссушение Господом покрытой
богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных
книжников и фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не
нашел добрых плодов веры и благочестия, а только лицемерную тень Закона.
Подобна бесплодной, засохшей смоковнице всякая душа, не приносящая плодов
духовных - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
В Великий вторник
воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи,
сказанные Им в этот день в храме Иерусалимском: о дани кесарю, о воскресении
мертвых, Страшном суде, о десяти девах и о талантах.
В Великую среду
воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром
ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и
этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о
нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился предать Христа иудейским
старейшинам за 30 сребреников.
В четверг Страстной
седмицы воспоминаются в богослужении четыре важнейшие евангельские события,
совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил
новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам Своим в знак
глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и
предательство Иуды.
День Великого пятка
(пятницы) посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и
смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас
у подножия Креста Христова и пред нашим благоговейным и трепетным взором
изображает спасительные страдания Господа. На утрени Великого пятка (обычно она
служится в четверг вечером) совершается т.н. "Последование Страстей
Господних", за которым читаются 12 соответствующих фрагментов из
Евангелий. В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с
изображением положения Его во гроб, после чего бывает чтение канона о
распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы.
В Великую субботу
Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе,
сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с
верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.
|