Событие праздника и его эортологическая
динамика
Рождество Пресвятой Богородицы можно, по словам
святого Андрея Критского, назвать «началом праздников», хотя этот Богородичный
непереходящий праздник едва ли не последний из двунадесятых по времени своего
появления в Церкви.
С точки зрения вероучения, рождение
Пресвятой Богородицы, Матери Иисуса Христа, не было событием случайным и
обычным, ибо Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана
спасения человечества. О Ее рождении еще задолго до этого события содержится
много предсказаний в ветхозаветных пророчествах и прообразах (чудесное
произрастание; рождение Эммануила (Богочеловека) от Девы; врата, чрез которые
пройдет Господь, но врата те останутся по-прежнему закрыты и проч. См.: Ис. 7:
14; Иез. 44: 1–3 и др.).
В Новом Завете содержатся крайне скудные
сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы. Сведения о событии праздника
можно найти в апокрифе II века – Протоевангелии Иакова. Оно повествует о скорби
благочестивой иудейской четы в Назарете – Иоакима и Анны, которым Господь не
дал потомства. А бесплодие считалось знаком гнева Божия (см., напр.: Ос. 9: 14;
Иер. 29: 32). Каждый ветхозаветный праведник питал в душе надежду, что если не
от него, то от его потомства произойдет Мессия и что если не он сам, то его
потомки будут участниками славного мессианского царства. И Иоакиму и Анне
нередко приходилось терпеть обиды, пренебрежение и упреки от своих
соотечественников.
Во время одного из великих еврейских
праздников, когда Иоаким пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести по закону
Моисееву сугубую жертву Господу, первосвященник Иссахар отклонил дары и сказал:
«Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а
следовательно, и благословения Божия». Убитый стыдом и печалью, Иоаким не пошел
домой, а скрылся в горах, где пастухи сторожили его стадо. Анна осталась в
одиночестве. Она ходила по саду и плакала.
И тогда явился в саду ангел Господень:
«Анна! Бог услышал молитву твою: ты зачнешь и родишь Дщерь Преблагословенную;
через Нее будет славен во всем мире род твой». Такое же видение было и Иоакиму. Он
поспешил домой, обещав принести в жертву десять овец, двенадцать тельцов и сто
козлов. Анна была у дверей дома и увидела Иоакима, шедшего со стадами своими, и
она побежала и пала на его грудь. После встречи праведные Иоаким и Анна дали
обет, что если Господь дарует им дитя, то они посвятят его Богу и, как было
тогда заведено, отдадут его в храм для служения до совершеннолетия. И
действительно, в свой срок, 8 сентября, у них родилась Дочь. Они назвали Ее
Мариею, что в переводе с еврейского означает «госпожа и надежда».
Богородичные праздники появляются позднее
Господских.
Первые упоминания о праздновании Рождества
Пресвятой Богородицы встречаются на Востоке в V веке – в словах Прокла,
патриарха Константинопольского (439–446), а на Западе – в сакраментарии папы
Геласия (492–496). Но эти свидетельства не имеют полной достоверности.
Подлинность слов Прокла оспаривается, а древнейшие списки указанного требника
появляются поздно – не ранее VIII века.
В сирийском месяцеслове 412 года не
зафиксирован не только праздник Рождества Богородицы, но и ни один из
Богородичных праздников (из Господских перечислены только Рождество Христово и
Крещение). Под датой 8 сентября здесь стоит следующая память: «Пресвитер Фавст
и Аммоний и 20 других мучеников».
Праздник Рождества Богородицы возник,
по-видимому, в Греческой Церкви и скоро после этого появился в Риме,
распространяясь на дочерние Церкви.
Знаменательно, что празднество совершается
и иаковитами, и несторианами, которые называют его Рождеством Владычицы Марии.
Происходит это, как правило, 8 сентября, хотя в некоторых древних коптских
месяцесловах он датируется 26 апреля. Подобный эортологический параллелизм
служит признаком того, что праздник появился в Восточной Церкви до отделения от
нее многих еретических течений, то есть в V столетии.
Для святого Андрея Критского, составившего
на праздник два слова и канон (около 712 г.), Рождество Богородицы является
праздником большой торжественности. В каноне он говорит, что в этот день должны
«ликовствовать вся тварь», «веселиться небо и радоваться земля», «дерзать и
играть безчадныя и неплоды».
Помечен праздник в Иерусалимском канонаре
VII века, по грузинской версии – с явными отличиями от других дней. Праздник
поименован в праздничном Евангелии, которое подарено Синайскому монастырю
императором Феодосием III (715–717).
В западных месяцесловах праздник впервые
упоминается в римском псевдо-Иеронимовом мартирологе VII столетия.
На Западе, должно быть, примерно в это же
время выдвинута версия, связанная с датировкой рассматриваемого праздника – 8
сентября. Один благочестивый человек несколько лет подряд в ночь накануне
слышал с неба праздничное пение ангелов. На вопрос о причине ему было открыто,
что ангелы веселятся, так как в эту ночь родилась Дева Мария. Узнав об этом,
папа тотчас распорядился, чтобы, по примеру небожителей, и на земле
праздновалось рождение Святой Девы.
Несмотря на упоминания о Рождестве
Богородицы в латинских источниках VII столетия, праздник не был там
распространен и долгое время вплоть до XII–XIII веков не имел торжественной
службы. Лишь на Лионском Соборе 1245 года папа Иннокентий IV сделал октаву праздника
обязательной для всей Западной Церкви, а папа Григорий XI (1370–1378) установил
для праздника бдение с постом и особую службу литургии.
фрагмент статьи Георгия Битбунова Pravoslavie.ru
|