Во
вторник второй недели после Пасхи, через день после Фоминого воскресенья (или
Антипасхи), Православная Церковь установила день поминовения усопших, первый
после праздника Пасхи. Этот день называется Радоницей и считается Пасхой для
усопших.
В
день Радоницы христиане символично разделяют пасхальную радость о воскресении
Спасителя с членами Церкви, уже оставившими этот мир. По свидетельству
святителя Иоанна Златоуста (IV в.) этот праздник отмечался на христианских
кладбищах уже в древности.
Этимологически
слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», причем, особое место
Радоницы в годичном круге церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной
недели — как бы обязывает христиан не скорбеть и не сетовать по поводу смерти
близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа
над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о
временной разлуке с родными.
Именно
на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда
приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная
трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Такое
общение с усопшими, выраженное через простые бытовые действия, отражает веру в
то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который
«не есть Бог мертвых, но живых» (Евангелие от Матфея, 22:32).
Распространившийся
же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит
древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение
усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят
по особому пасхальному чину. Пасха — время особой и исключительной радости,
праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью. В храме Новокузнецкой Православной Духовной семинарии состоялась Божественная литургия, а после нее - чин панихиды.
|