В
этот день в церквях на литургии читается Евангелие с частью из Нагорной
Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить
прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ.
Сообразно с этим Евангельским чтением,
христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения
грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с
враждующими.
Это первый шаг на пути к Великому посту.
Поэтому это воскресенье принято называть Прощеным воскресеньем.
Последнее
воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной
так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов.
Церковь напоминает нам об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание и
невоздержание. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается
особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают
друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой,
примирившись со всеми ближними. Поэтому этот день известен как Прощеное
воскресенье.
Изгнание праотцев наших из рая за непослушание
и невоздержание, утрата ими невинного блаженного состояния достойно слез и
покаяния. Бедствие, в которое низвергло человечество страсть себялюбия и
плотоугодия внушает: как важны в деле благочестия и спасения пост и прочие дела
самоотвержения, и как опасны чувственные греховные удовольствия.
Пост, по словам Евангелия, произносимым
Церковью, есть время, удобнейшее для стяжания духовных сокровищ подобно тому,
как бывает иногда особенно удобное время для собирания и приращения временных
благ — есть истинный день для делания благих дел.
Сообразно со словами Евангелия, читаемыми в
последний день пред Великим постом, внушающими прощать ближним согрешения и
примиряться со всеми, в древние времена пустынники Египетские собирались в
последний день Сырной недели для совокупной молитвы и, испросив друг у друга
прощение и благословение, расходились, по окончании вечерни, по дебрям и пустыням
для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы: врата обители
заключались до недели Ваий, в которую пустынно-подвижники обыкновенно
возвращались в монастырь.
И ныне
благочестивые сыны Православной Церкви в последний день Сырной недели, по
древнему благочестивому обыкновению, в знак взаимного примирения, совершают в
храме общее прощение.
В храме Новокузнецкой Православной Духовной
семинарии вечером 26 февраля также была отслужена вечерня, после которой был
совершен чин прощения. Протоиерей Виктор Буглаков произнес проповедь, в которой
особенно подчеркнул важность прощения в деле очищения души православного
христианина, а также от лица клириков прихода попросил прощения у сотрудников
храма, прихожан и студентов Духовной школы.
Терентьев Павел, 4 курс
|