Приближается день
открытия собора Рождества Христова. 23 августа в 14.00 ожидается приезд главы
Кузбасской митрополии Высокопреосвященнейшего Аристарха, который отслужит в
новом соборе благодарственный молебен и заупокойную литию по погибшим шахтерам. На 15.00 запланирован приезд губернатора Кемеровской области Амана Гумировича
Тулеева.
Одной и примечательных
особенностей собора является его роспись. Выполненное в основном в греческом
стиле, живописное покрытие стен собора содержит не только канонические
священные изображения, но и местные черты. Например, в одном из приделов на
западной стене изображены некоторые храмы Кузбасской митрополии. Собор
Рождества Христова является храмом-мемориалом погибшим шахтерам Кузбасса, и,
соответственно, на стенах его стенах не могло не появиться изображение иконы «Покров
Пресвятой Богородицы над землей Кузнецкой» (этот образ был написан в 2007 году
известным иконописцем из Новокузнецка Леонидом Ключниковым), а также
великомученицы Варвары, которая в православной традиции почитается как
покровительница всех трудящихся в экстремальных условиях.
В преддверии завершения
работ по благоустройству собора Рождества Христова, студент Новокузнецкой
Духовной школы Сергей Сизов обсудил особенности храмового интерьера с
художниками-иконописцами Елизаветой
Мативасян и Максимом Непринцевым.
Сергей:
Здравствуйте. Расскажите, пожалуйста, с чего вы начали свою работу?
М.Н.:
Полтора года назад мы начали расписывать алтарь.
Е.М.:
Роспись
алтаря была очень волнительной, ведь это первая часть храма. Очень важно было
положить начало.
С:
Что вы можете сказать об особенностях храмовой росписи?
Е.М.:
Мне кажется, что храм получился очень радостный по краскам. И за счет этого, я
надеюсь, он сам будет приносить людям светлые ощущения и радость на душе.
С:
В чем основная трудность росписи храма? В частности этого?
Е.М.:
Для
меня основная трудность была в том, что храм обычно расписывают уже тогда когда
он построен и все готово. Здесь же во время росписи клали полы, пилили, стоял шум,
но в то же время такие условия позволяют обогатить свой опыт работы.
М.Н.:
Кстати, если говорить о новом опыте который мы получили, то это еще и опыт
росписи. Например, стены храма сделаны не просто прямыми, но с арками, и в
связи с этим приходилось продумывать всякие ходы для того, чтобы их расписывать.
Что касается духовного опыта, то это опыт преодоления себя: зимой приходилось тяжело,
во время росписи было очень холодно.
Е.М.:
Помню, как грели руки о лампочки.
Какие
впечатления остались у вас от храма?
Е.М.:
Это грандиозное сооружение, грандиозный храм, он напоминает мне даже храм
Христа Спасителя.
М.Н.:
Владыка Аристарх, конечно, отличился на этом поприще, сделал такой прекрасный собор, спасибо ему огромное за это.
Как
вы оцениваете свою работу?
М.Н.:
Оцениваем ее на пять с плюсом.
Е.М.:
Я
считаю, что здесь все очень профессионально сделано, качественно и с душою.
Красиво и гармонично.
За подробным рассказом
о храмовой мозаике Сергей обратился к иконописцу Муравьевой Ольге, которая в
момент интервью работала над благоустройством храма.
С:
Здравствуйте, Ольга. Что вы можете сказать о данной мозаике?
О: Эта мозаика делается
из смальты, которую привозят из Италии, это специальное вареное стекло. Также
она делается из золота, которое мы видим на большой иконе Крещения Руси. Очень
много золота используется в отделке, оно также варится и клеится к стеклу. Это
очень трудоемкая работа по древнему методу, который пришел к нам из Греции, там
к слову тоже очень много мозаики, если туда поедете – обязательно увидите.
Кстати, мозаика на гробе Господнем выполнена греками. Некоторые работы выполняются
вручную и складываются камушек к камушку. Камни для таких икон также делаются
вручную, из-за чего получаются неровными, как вы понимаете складывать их в
единое целое – большой труд. Для нас эти камни драгоценные.
С:
Что во время работы было особенно сложным?
О: Мне пришлось
восстанавливать лик святого Патрика, потому что при перевозке контейнер встряхнули,
и он рассыпался, пришлось собирать заново. Нос, глаза, уши, все полностью, это
делается из мелких частиц смальты, очень тяжело, но красиво. Но с другой
стороны, я рада тому, что моя работа не основана на расчетах компьютера, но
является настоящим древним искусством.
С:Какие
еще особенности есть у данной мозаики?
О: У нас
русско-греческий стиль, в ликах видны греческие черты. Мозаика сначала пишется,
а потом на большом полотне выкладывается камень. Все это оформляется, приклеивается
специальным составом с клеем. Камушки складываются один к одному. Эту работу
выполняет много человек. Все это делаются и ночью и днем.
С:Получили
ли вы новый духовный опыт от своей работы?
О: Да, безусловно. Такие соборы
позволяют воочию убедиться, что Россия - духовно богатая страна. Это проявляется в том числе и в убранстве соборов и церквей. Многие люди буквально вложили душу в строительство и украшение этого храма, руководствуясь словами Евангелия: "где сокровище
ваше, там будет и сердце ваше" (Мф. 6;21).
Материал
подготовил Сергей Сизов
|