19 августа Святая
Православная Церковь отмечает праздник Преображения Господня. В воспоминаемых в
этот день событиях нам показано новое, преображенное и благодатное состояние
человека и мира, которое будет обретено в вечности.
Евангелия повествуют, что Господь
взял троих ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и поднялся вместе с ними на гору
помолиться. Там во время молитвы Он «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его
сделались белыми, как свет» (Мф.17:2). При этом явились
два ветхозаветных пророка, Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом «об исходе
Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк.9:31). Затем гору и всех
присутствующих осенило облако, и ученики услышали голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в
Котором Моё благоволение; Его слушайте» (Мф.17:5).
Евангелисты
не сообщают о том, что это была за гора. По церковному преданию, Христос возвел
Своих учеников на гору Фавор. В переводе с еврейского это название означает
«чертог чистоты и света», что символично с точки зрения значения праздника. Высота
горы, как толковал блаженный Феофилакт, означает возвышенность духа над земными
привязанностями, без чего созерцание небесного невозможно. Сама гора знаменует
необходимость двух подвигов - богомыслия и труда, без чего невозможно взойти на
высоту: богомыслие возносит ум вверх, труд же способствует смирению. Гора
указывает также на уединение и безмолвие, благоприятствующие молитве.
Символично и явление пророков
Моисея и Илии, которые некогда были удостоены видения славы Господа, - один на
Синае, другой на Хориве. Моисей и Илия беседовали с Сыном Божиим «об исходе
Его, который Ему надлежало совершать в Иерусалиме», т. е. о крестной смерти Богочеловека.
Моисей и Илия, по выражению
св. Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, еще не испытавший смерти»,
предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью,
владычествует над небом и землей». Явлением своим на горе преображения они
свидетельствовали также то, что преобразившийся Владыка живых и мертвых есть
Бог, Творец и Исполнитель закона и пророков.
«Радостию исполнились пророки
и апостолы, - замечает св. Ефрем Сирин, - радовались пророки, ибо узрели здесь
Его человечество, которого прежде не видели; радовались апостолы, ибо узрели
здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели. Они предстали пред
Господом, как служители, и смотрели друг на друга. Там взаимно простирали на
себя взоры предстоятели Ветхого и Нового Заветов. Таким образом, гора
представляла собою Церковь, потому что Иисус соединил на ней два завета,
принятые Церковью, и показал, что Он есть Податель обоих… Господь явил Своим
апостолам царство Свое прежде Своих страданий, силу Свою прежде смерти Своей,
славу Свою прежде поругания Своего и честь Свою прежде бесчестия Своего, чтобы,
когда будет взят и распят иудеями, они знали, что распят не по немощи, но по
благоизволению Своему во спасение миру».
Празднованием Преображения
Господа Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств - Божественного и
человеческого. Преображение есть явление Сына при свидетельстве Отца в Духе
Святом, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы. Для Спасителя Преображение
состояло не в изменении, не в каком-либо возрастании Его Божественной природы,
обладавшей изначальной полнотой, но в явлении Его Божества в природе
человеческой.
В праздник Преображения
принято освящать плоды. Церковно-славянский язык не различает овощей и
фруктов. Под овощами подразумеваются всякие плоды, поспевающие к этому времени:
яблоки, груши, виноград и т.п. Обычай приносить первые плоды нового урожая к
алтарю является очень древним, свидетельства об этом мы встречаем уже в Ветхом
Завете: «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» (Исх.
23:19); «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих»
(Притч. 3:9).
В христианстве освящение
плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение: в
Преображении Христа показано то новое, преображенное и благодатное состояние,
которое человек и мир обретают Воскресением Христа и которое осуществится в
воскресении всех людей. И вся природа, которая пришла в расстройство с того
момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком
ожидает грядущего обновления. В храме Новокузнецкой Православной Духовной семинарии накануне вечером будет отслужено всенощное бдение, а в сам день праздника – Божественная литургия, после которой будет освящение плодов. Для участия в соборной молитве приглашаются все желающие.
Тропарь: Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху; да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.
Перевод: Ты преобразился на горе, Христос Бог, показавший ученикам Твоим славу Твою, насколько они могли видеть; да воссияет и нам грешным свет Твой, вечно существующий, по молитвам Богородицы. Податель Света, слава Тебе!
Кондак: На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.
Перевод: На горе преобразился Ты, и насколько могли ученики Твои, славу Твою, Христос Бог, увидели; чтобы, видя Тебя распинаемого, поняли добровольность страдания, миру же проповедали, что Ты воистинну сияние Отца.
Терентьев Павел, 4 курс
|