Все мы знаем суть
события Благовещения из Евангелия, читали или слышали на проповеди разъяснения
и толкования учителей и историков Церкви, современных проповедников. А в каких
образах предстает оно в церковных песнопениях? Какой представляется Богородица
в текстах богослужения праздника? Посмотрим на стихиры и тропари службы
всенощного бдения.
Само
таинство благовещения, принятие и исполнение Пресвятой Девой Божией воли
называется главизной, то есть началом, основанием
нашего спасения: Днесь спасения нашего главизна,/ и еже от века таинства
явление… (тропарь праздника). Радуясь и благодаря Богородицу за это, самое важное для нас, решение мы,
вслед за архангелом Гавриилом на протяжении всей службы обращаемся к Ней с
приветствием: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Греческое приветствие "радуйся"
имеет сложную семантику, включающее в себя, помимо радости, благопожелание и восхваление,
что позволяет переводить его еще и как "здравствуй!" или "слава тебе!"
Богоматерь
изображается в песнопениях не только как юная, чистая дева (девушка), но и как
Взбранная Воевода - буквально "поборствующая военачальница", к которой мы, будучи избавлены от злых, т.е. от бедствий, пишем победное и благодарственное песнопение. Она спасает нас от
всяких бед, поскольку имеет державу,
т.е. могущество, непобедимую власть (акафист Богородице службы Похвалы Пресвятой Богородицы).
Однако
главные эпитеты Пресвятой Девы – те, что связаны с Ее непорочностью и
приснодевственностью: в стихирах Праздника она называется Невестой Неневестной, т.е. не познавшей брака; Девой чистой, т.е. праведной и целомудренной; Обрадованной, т.е. удостоенной приветствия, восхваления и особого избрания (стихиры на литии и на стиховне).
Как
Та, которая стала Матерью Спасителя, Она именуется честны'м Адамовым воззванием (возрождением Адама) и
Евиным избавлением от первыя печали. Зачатие Сына Божия – великое и непостижимое таинство, неизъяснимое по своему
способу. В
третьей стихире на литии мы видим целый ряд метафорических именований
Богоматери как жилища - Той, в Которую вселился Зиждитель (Создатель,
Творец); песнопевец называет Ее одушевленным градом (городом, землей) и мысленной, (т.е. духовной) дверью,
палатой пресвятой славы (здесь «слава» означает
Бога в Его явлении, откровении) и огнезрачным престолом, превосходящем херувимов (в Ветхом завете Бог часто изображается восседающим на херувимах,
как на престоле; здесь говорится о том, что Богородица, как престол Сына Божия,
в славе своей выше даже херувимов, носителей премудрости Божией) (стихиры на
литии Благовещения).
Богородица
образно называется седалищем (троном) небесного Царя и несекомой (твердой, крепкой)
горой, на которую сходит Бог Слово, приемший щедротство (принявший милосердие) и человеколюбную
милость. О, чудо! – восклицает певец. – Бог среди людей, невместимый — в
утробе, безлетный – в лето (т.е. вечный родился во времени). Он воплотился непреложно, не изменившись в своей
сути.
По материалам интернет-ресурса Pravmir.ru
|