Его Высокопреосвященству,
Высокопреосвященнейшему Аристарху, митрополиту Кемеровскому и Прокопьевскому,
ректору Новокузнецкой православной духовной семинарии, преподавательской
корпорации и учащимся духовной школы
Ваше Высокопреосвященство,
досточтимые преподаватели, дорогие студенты!
Сердечно
поздравляю вас с началом нового учебного года! Уже много лет 1 сентября
отмечается государством как праздник и в официальных документах именуется «День
знаний». Для христианина это особо значимый день, поскольку предметом
подлинного знания может являться только истина, а сердцевиной христианской веры
является Господь Иисус Христос – Путь, и Истина, и Жизнь (Ин. 14:16). Познание
истины заповедано нам Самим Господом как непременное условие нашего
освобождения от рабства греху, непременное условие нашего спасения (Ин. 8:32).
«Безрассудно
требование некоторых, чтоб результаты изучения христианства, его высокия и
глубокия тайны были для них вполне ясны без всякаго изучения христианства!
Хотите знать тайны христианства? – Изучите его», – писал свт. Игнатий
Брянчанинов. Теоретическое изучение истин веры Христовой, изучение системное,
необходимо всякому христианину. «Учение школьное, по букве, не только очень
полезно, но и необходимо, как доставляющее точные и подробные познания о
христианстве по учению Православной Церкви», – говорил тот же святой. Тем более
это изучение необходимо тем, кто положил своей целью служение Богу, избрав
своей деятельностью окормление стада Христова. Духовные учебные заведения
Русской Православной Церкви, имеющие глубокую и древнюю традицию, –
предоставляют учащимся все необходимые условия для такого теоретического
изучения.
Хочется
особо отметить, что в настоящий момент система духовного образования находится
в состоянии глубокого и разностороннего реформирования. Если предыдущую реформу
можно было бы сравнить с косметическим ремонтом, то сегодняшний этап –
значительно более глубокая модернизация всего здания. Меняется не только
количество лет обучения и состав предметов. Меняется сам подход к сути
обучения. Новая система образования предполагает не пассивное восприятие
учащимся некой суммы знаний, но деятельное участие в процессе собственного
обучения: самостоятельное изучение широкого круга литературы, влияние на
траекторию своего образования, приобретение определенных компетенций, делающих
выпускника способным к практическому применению полученных знаний. Эта коренная
перестройка очень сложна и трудоемка как для учащихся, так и для преподавателей
и сотрудников духовных школ. Требуется много труда от каждого участника
учебного процесса для того, чтобы, сохранив суть преподаваемых знаний –
неизменные основы христианской веры, трансформировать формы их преподавания в
соответствии с потребностями времени таким образом, чтобы эта модернизация
привела к подлинному повышению уровня духовного образования, а не к профанации
и имитации реформирования. Хочется призвать всех участников учебного процесса:
администрацию, преподавателей, студентов учебных заведений Русской Православной
Церкви – быть не пассивными, но активными, деятельными, творческими участниками
этого процесса реформирования, чтобы новая система стала плодом нашего общего
делания на ниве духовного образования. Учебный комитет, в свою очередь, будет
прилагать все усилия для поддержки процесса реформирования, в том числе
посредством предоставления всем желающим как собственных учебно-методических
разработок, так и лучших практик ведущих духовных учебных заведений.
Вместе
с тем, нам всем следует помнить, что теоретическое изучение Христианства не
может являться самоцелью, чем-то главным для христианина. В этом случае оно
превращается в профанацию, в пустую философию по духу века сего, по стихиям
мира, а не по Христу (см. Кол. 2:8). Святые Отцы уподобляют теоретическое
изучение основ православной веры, веру от слуха, закладке основания здания, а
изучение деятельное, опытное, веру от дел – возведению всего строения. «Здание
не может быть воздвигнуто, если прежде не будет устроено основание, и устроение
основания остается бесполезным трудом, если на основании не будет воздвигнуто
здание». «От этих двух познаний возводится стяжавший их, возводится Самим Богом
как засвидетельствовавший зависевшими от него и возможными ему свидетельствами
искренность желания познать Бога, возводится к таинственному, существенному
духовному познанию, всегда соединенному с живою верою», – говорит свт. Игнатий
Брянчанинов.
Призываю
всех учащих и учащихся к ревностному труду в деле познания веры Христовой и к
деятельному соответствию жизни каждого этим знаниям с тем, чтобы в свое время
прийти к опытному, духовному познанию Бога, в котором и заключается наше
спасение.
С
любовью о Господе
Председатель
Учебного комитета Русской Православной Церкви, Ректор Московской духовной
академии архиепископ Верейский ЕВГЕНИЙ
|