23 октября Православная Церковь
чтит память святого Амвросия Оптинского. Александр Гренков, будущий отец
Амвросий, родился 21 или 23 ноября 1812 года, в духовной семье села Большие
Липовицы Тамбовской Епархии. Окончив Духовное Училище, он затем прошел успешно
курс в Духовной Семинарии. Однако не пошел ни в Духовную Академию, ни в
священники. Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье,
а затем преподавателем Липецкого Духовного Училища. Обладая живым и веселым
характером, добротою и остроумием, Александр Михайлович был очень любим своими
товарищами и сослуживцами. В последнем классе Семинарии ему пришлось перенести
опасную болезнь, и он дал обет постричься в монахи, если выздоровеет.
По выздоровлении он не забыл
своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение, «жался», по его
выражению. Однако, совесть не давала ему покоя. И чем больше проходило времени,
тем мучительнее становились укоры совести. Периоды беззаботного веселья и
беспечности сменялись периодами острой тоски и грусти, усиленной молитвы и
слез. Однажды, будучи уже в Липецке, гуляя в соседнем лесу, он, стоя на берегу
ручья, явственно расслышал в его журчанье слова: «Хвалите Бога, любите Бога...»
Дома, уединяясь от любопытных
взоров, он пламенно молился Божией Матери просветить его ум и направить его
волю. Вообще, он не обладал настойчивою волею и уже в старости говорил своим
духовным детям: «Вы должны слушаться меня с первого слова. Я — человек
уступчивый. Если будете спорить со мною, я могу уступить вам, но это не будет
вам на пользу». Изнемогая от своей нерешимости, Александр Михайлович отправился
за советом к проживавшему в той местности известному подвижнику Илариону. «Иди
в Оптину, — сказал ему старец, — и будешь опытен». Гренков послушался. Осенью
1839 года он прибыл в Оптину Пустынь, где был ласково принят старцем Львом.
Вскоре он принял постриг и был
наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского, затем был рукоположен в
иеродьякона и, позднее, во иеромонаха. Когда отец Макарий начал свое дело
издательства, о. Амвросий, окончивший семинарию и знакомый с древними и новыми
языками (он знал пять языков), был одним из его ближайших помощников. Скоро
после своего рукоположения он заболел. Болезнь была настолько тяжела и
продолжительна, что навсегда подорвала здоровье отца Амвросия и почти приковала
его к постели. Вследствие своего болезненного состояния он до самой своей
кончины не мог совершать литургии и участвовать в длинных монастырских
богослужениях.
В старце в очень сильной степени
была одна русская черта: он любил что-нибудь устроить, что-нибудь создать. Он
часто научал других предпринять какое-нибудь дело, и когда к нему приходили
сами за благословением на подобную вещь частные люди, он с горячностью
принимался обсуждать и давал не только благословение, но и добрый совет.
Остается совершенно непостижимым, откуда брал отец Амвросий те глубочайшие
сведения по всем отраслям человеческого труда, которые в нем были.
Внешняя жизнь старца в Оптинском
скиту протекала следующим образом. День его начинался часа в четыре — пять
утра. В это время он звал к себе келейников, и читалось утреннее правило. Оно
продолжалось более двух часов, после чего келейники уходили, а старец,
оставшись один, предавался молитве и готовился к своему великому дневному
служению. С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян.
Прием длился до обеда. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он
час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся
прием. Часов в 11 совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи
старец оставался, наконец, один. Отец Амвросий не любил молиться на виду.
Келейник, читавший правило, должен был стоять в другой комнате. Однажды, один
монах нарушил запрещение и вошел в келью старца: он увидел его сидящим на
постели с глазами, устремленными в небо, и лицом, осиянным радостью.
Похоронен он в Оптиной Пустыне,
где провел всю свою жизнь и где покоились его духовные руководители — старцы
Лев и Макарий. На мраморном надгробии выгравированы слова апостола Павла: «Бых
немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия
спасу» (1 Кор. 9, 22). Слова эти точно выражают смысл жизненного подвига
старца.
В храме Новокузнецкой
Православной Духовной семинарии накануне вечером было отслужено вечернее
богослужение, а в сам день праздника – Божественная литургия.
Тропарь, глас 5:
Яко к целебному источнику,
притекаем к тебе, Амвросие, отче наш, ты бо на путь спасения нас верно
наставляеши, молитвами от бед и напастей охраняеши, в телесных и душевных
скорбех утешаеши, паче же смирению, терпению и любве научаеши; моли
Человеколюбца Христа и Заступницу усердную спастися душам нашим.
Перевод:
Как к целебному источнику мы
прибегаем к тебе, Амвросий, отче наш, ибо ты на путь спасения нас верно
направляешь, молитвами от бед и напастей охраняешь, в скорбях телесных и
душевных утешаешь, а главное – смирению, терпению и любви научаешь; моли
Человеколюбца Христа и Заступницу усердную о спасении душ наших.
Кондак, глас 2:
Завет Пастыреначальника исполнив,
старчества благодать наследовал еси, болезнуя сердцем о всех, с верою
притекающих к тебе. Темже и мы, чада твоя, с любовию вопием ти: отче святый
Амвросие, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Перевод:
Заповеди Пастыреначальника ты
исполнил, и старчества благодать унаследовал, скорбя сердцем о всех, с верою
приходящих к тебе; потому и мы, дети твои, с любовью взываем тебе: "Отче
святой Амвросий, моли Христа Бога о спасении душ наших".
Терентьев Павел, 4 курс
|