Праздник Крещения Господня — один из
самых древних праздников Христианской Церкви. Его установление относится еще ко
временам апостолов. Древнее название праздника — «Епифания» — явление, или
«Теофания» — Богоявление, также его называли «праздник Света», потому что Бог
приходит в мир в этот день, чтобы явить миру Свет Неприступный.
Все четыре Евангелия свидетельствуют об этом
событии, например: «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от
Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся
небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: «Ты Сын Мой
возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1,9-11).
Слово «крещаю», «крещу» в переводе с греческого
означает «погружаю в воду». Нельзя понять смысла и важности крещения, не уяснив
прежде символического и реального значения воды в Ветхом Завете. Вода — начало жизни. Именно из
воды, оплодотворенной животворящим Духом, произойдут все живые существа. Но вода же может и разрушать, и уничтожать — как водою
великого потопа Бог залил грехи человеческие и разрушил зло.
В память того, что Спаситель Своим Крещением
освятил воду, бывает водосвятие; накануне праздника вода освящается в храмах, в
самый же праздник Богоявления — в реках или других местах, где берут воду.
Крестным ходом на иордань называется шествие для освящения природных водоемов.
Крещение Иоанново означало,
что как тело омывается и очищается водою, так и душа человека, кающегося и уверовавшего
в Спасителя, будет очищена от всех грехов Христом. Сам Иоанн восклицал: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я
не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он
будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1, 7-8). И вот к нему приходит Иисус из Назарета. Иоанн, считая
себя недостойным крестить Иисуса, стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли
приходишь ко мне?». Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам
исполнить всякую правду» (Мф. 3, 14-15). После Крещения Христа крещение
для людей уже не просто символ очищения. Здесь Иисус явил Себя миру как
Христос, Сын Божий. «Я видел, я свидетельствую: Он — Избранник Божий», —
подтверждает Иоанн Креститель («Мессия» по-еврейски — то же, что по-гречески
«Христос», то есть «Помазанник Божий»).
Богоявление открыло нам великую Божественную тайну
Святой Троицы. Теперь каждый крещающийся приобщается этой тайне, по словам
Христа к Своим ученикам: «Идите, научите
все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19).
В храме Новокузнецкой Православной
Духовной семинарии 18 января в 24-00 состоится ночная праздничная служба, состоящего из
великого повечерия, утрени, часов и Божественной литургии, после которой будет
совершен чин Великого освящения воды, которая будет раздаваться ежедневно до 22
января с 8 до 18 часов.
Терентьев Павел, 4 курс
|