29 апреля, Великий понедельник8:00 - Часы, изобразительны, вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров. 17:00 — Утреня, 1-й час.
Страстная
седмица начинается в Великий Понедельник. Вечерня в воскресенье закрывает праздник Входа Господнего
в Иерусалим, а затем – новый день, утреня понедельника.
Три утрени
подряд Церковь будет прославлять Христа – Жениха Церкви тихим и кротким
тропарем, который в течение года слышен только на полунощницах:
Се
Жених грядет в полунощи, / и блажен раб, егоже обрящет бдяща: / недостоин же
паки, егоже обрящет унывающа. / блюди убо душе моя, / не сном отяготися, / да
не смерти предана будеши, / и Царствия вне затворишися, / но воспряни зовущи: /
Свят, Свят, Свят еси Боже, / Богородицею помилуй нас.
В Понедельник Страстной седмицы вспоминается ветхозаветный персонаж –
целомудренный Иосиф, прообразующий Христа, и евангельский рассказ о проклятой
смоковнице. Церковное предание говорит, что иссохшая смоковница – это образ
ветхого Израиля, не давшего плода. Чтобы подчеркнуть трагичность этого символа
Церковь предлагает вспомнить почти всю 21 главу от Матфея (ст.18-44), включая
притчу о злых виноградарях.
В первые
три дня Страстной седмицы совершаются последние в этом году Литургии
Преждеосвященных Даров. 30 апреля, Великий Вторник 8:00 - Часы, изобразительны, вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров. 17:00 - Утреня, 1-й час.
В Великий вторник вспоминаются притчи Спасителя о Его
Втором Пришествии, о десяти девах и о талантах. 1 мая, Великая Среда 8:00 - Часы, изобразительны, вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров. 17:00 - Утреня, 1-й час.
Великая
среда – день предательства. Именно в память о предательстве Христа Иудой мы
постимся в среду в течение всего года. В этот же день Церковь вспоминает
женщину, омывшую ноги Христа миром.
Во вторник
вечером в последний раз поют «Се, Жених…». В среду утром в последний
раз совершается Литургия Преждеосвященных Даров и читается молитва Ефрема
Сирина. Больше земных поклонов, кроме как перед Плащаницей,
не будет до самой Пятидесятницы.
2 мая, Великий Четверг 8:00 - Часы, изобразительны, вечерня с Литургией. 17:00 - Утреня с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
В Великий
Четверг Церковь вспоминает установление
Таинства Евхаристии на Тайной Вечере –
последней трапезе Спасителя со учениками. В
этот день все православные стараются причастится святых Христовых Таин.
Литургия
Великого Четверга по чину святителя Василия Великого совершается в соединении с
вечерней.
Вечером в
Великий Четверг совершается утреня Великой Пятницы – одна из самых длинных и
красивых служб в году, известная под названием «Двенадцать Евангелий».
На ней вспоминаются Страсти Господни от молитвы Спасителя в Гефсиманском саду
до положения Его Тела во Гроб. 3 мая, Великая Пятница 8:00 - Царские часы, изобразительны, вечерня с выносом Плащаницы. Литургии в этот день не положено. 17:00 - Утреня с великим славословием, крестный ход с Плащаницей, 1-й час.
Сам день
Великой пятницы начинается рано утром со службы Царских часов. Снова читаются
Евангелия Страстей Господних. В середине дня совершается вечерня с Выносом
Плащаницы.
Этот день
включает строгий пост.
Вечером в
приходских храмах совершается утреня Великой Субботы с Погребением Плащаницы –
долгая и светлая служба, вокруг богато украшенной цветами Плащаницы. 4 мая, Великая Суббота 8:00 - Часы, изобразительны, вечерня с Литургией. 12:00-18:00 – освящение пасхальной снеди в центральном приделе храма. 18:00-20:00 – освящение пасхальной снеди в нижнем приделе храма.
Литургия
Великой Субботы –
также очень долгая и торжественная служба, насыщенная ветхозаветными чтениями –
паремиями. По настроению она уже пасхальная: в паремиях повторяется мотив
чудесного спасения, символизирующего освобождение человечества от ада и смерти
Крестной Жертвой и Воскресением Спасителя, читается Евангелие о Воскресении
Христовом. Священники переоблачаются из фиолетовых постовых в белые праздничные
одеяния.
Эта служба
призывает к молчанию и покою, ибо эта суббота – и есть день покоя, когда Сам
Господь почил. Вместо Херувимской песни поется тропарь: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и
трепетом и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь
господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным». Вместо «Достойно
есть» — ирмос 9 песни канона Великой Субботы: «Не рыдай Мене, Мати, зряще во гробе,
Его же во чреве без семени зачала еси Сына: возстану бо и прославлюся и вознесу
со славою, непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающия».
После Литургии начинается освящение
куличей, яиц и пасок. Принято не только освящать яства для себя, но и
оставлять часть в храме – духовенству, алтарникам, певчим – и жертвовать
бедным.
В Великую
Субботу полагается в храмах весь день или хотя бы последние часы перед
пасхальной службой читать Деяния Апостолов. 5 мая, Пасха 00:00 - Крестный ход, утреня, часы, Литургия. 03:30-8:30 – освящение пасхальной снеди в центральном приделе храма. 9:00 — Часы, Литургия, освящение пасхальной снеди. 17:00 — Великая вечерня.
А
пасхальная служба начинается с чтения на полунощнице канона «Плач Пресвятой
Богородицы», после которого Плащаница уносится в алтарь. Начинается Пасхальная
заутреня – первая служба Светлого Христова Воскресения. Pravmir.ru Пресс-служба Кузбасской семинарии
|